Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
СОДЕРЖАНИЕ 1. Национальный воспитательный идеал 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
базовые национальные ценности базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях; основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
при определении современного национального воспитательного идеала необходимо учитывать преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. развитие национальной культуры.
Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6). в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.
духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; российской гражданской нации; мирового сообщества. мирового сообщества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
система нравственных ценностей (представлений): патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
система нравственных ценностей (представлений): наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. природа, человечество.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога; нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностного развитие; индивидуально-личностного развитие; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания. социальная востребованность воспитания.