Фиалкина Елена Александровна учитель биологии МОУ гимназия 1
Цель урока: Познакомимся со строением дыхательных систем растений и животных, с сущностью процесса дыхания, его значением.
«Пока дышу, надеюсь» (лат.)
процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Функции дыхания: снабжение клеток организма кислородом; вывод из организма углекислого газа.
Химический состав атмосферного воздуха: Азот-70% Кислород- 21% Углекислый газ -0,03%
Типы дыхания клеточное Трахейное жаберноелегочное кожное
Клеточное простейшие, кишечнополостные, плоские черви, водоросли
Кожное безлегочные саламандры, лягушки, человек-1-2% от общего дыхания
Трахейное насекомые
Жаберное рыбы, моллюски, членистоногие
Легочное. наземные позвоночные
ЛЕГКИЕ
У растений для осуществления газообмена имеются специальные приспособления и органы: устьицаустьица В 1кв. мм листа подсолнечника насчитывается 220 устьиц, а листа клена -550 устьиц чечевички- специальные отверстия среди клеток коры устьица- пара зеленых замыкающих клеток и между ними - щель
Знаете ли вы… В легких человека млн. альвеол В 1мм в классе до начала занятий микробов, к концу микробов Частота дыхания в минуту: Человек - 20 вздохов и выдохов Лошадь - 12 дыхательных движений Крысы - 60 Канарейки-108
Главные мысли урока: Все живые организмы дышат. При дыхании осуществляется газообмен: в организм поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этом энергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности. Различают несколько типов дыхания: клеточное, кожное, трахейно, жаберное, легочное.
Д/З 11, задание с.73 «Проверьте свои знания »