ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ Москва, 2007 г.
Статистика нарушений законодательства о рекламе В 2006 году антимонопольные органы рассмотрели более 13 тысяч фактов, указывающих на событие нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 2005 г. – 15127). По результатам рассмотрения фактов, указывающих на событие нарушения: вынесено 999 предписаний о прекращении нарушения (в 2005 г. – 1422). возбуждено 3235 дел об административных правонарушениях, в процессе рассмотрения которых выдано 2105 постановлений о наложении штрафа на сумму рублей (из них 25 постановлений за неисполнение предписания о прекращении нарушения на сумму рублей), взыскано рублей, что составляет 60,3% от числа наложенных штрафов.
Динамика изменений в структуре нарушений законодательства о рекламе: снизилось количество нарушений общих требований к рекламе; количество фактов недобросовестной, недостоверной рекламы осталось на прежнем уровне; увеличилось количество нарушений требований к наружной рекламе и порядку прерывания радио- и телепрограмм рекламой; значительно увеличилось количество нарушений в рекламе финансовых услуг. * Примечание : необходимо учитывать, что с 1 июля 2006 г. изменились как общие требования к рекламе, так и требования к рекламе отдельных видов товаров.
Примеры наиболее показательных дел, характеризующих динамику нарушений рекламного законодательства: 1. Размещение рекламы алкогольных напитков и пива на территории спортивных сооружений: под видом рекламы товарного знака («Heineken»). под видом рекламы юридического лица («Пять озер»). 2. Недостоверное сравнение товара с товарами конкурентов. реклама ЗАО»ДХЛ Интернешнл» со слоганом «Никто не знает Россию лучше нас» (по заявлению Почта России). реклама подгузников «Либеро» со слоганом «Нет подгузников суше!»
Примеры наиболее показательных дел, характеризующих динамику нарушений рекламного законодательства: 3. Реклама лекарственных средств, пищевых и биологических добавок. реклама лекарств без соответствующей регистрации - Информационный Офтальмологический Эликсир 4. Реклама финансовых услуг: сообщение в рекламе финансовых услуг одного из условий, влияющих не доходы/расходы лица, и не указание всех других таких условий договора; 5. Реклама услуг операторов мобильной связи (мобильного контента) с использованием неэтичных, непристойных картинок
Исследование рынка услуг по распространению рекламы ФАС России заказал Всероссийскому центру изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведение НИР на тему: «Исследование рынка рекламных услуг», в целях исследования рынка услуг по распространению рекламы и выявления возможности его сегментации, При ФАС России создана рабочая группа, в которую вошли представители рекламодателей, рекламных агентств, продавцов рекламного времени на телевидении и операторов наружной рекламы. Перед рабочей группой стоит задача определить подходы формирования «прозрачного» механизма ценообразования на услуги по распространению рекламы.
Итоги работы Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе: Совет создан в сентябре 2004 года в качестве консультативно-совещательного органа при ФАС России. Решения Совета имеют рекомендательный характер. Основные задачи Совета: экспертиза и оценка содержания рекламы; оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации; экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе; подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.
Итоги работы Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе: В 2006 году прошло 6 заседаний Совета, на которых рассматривались вопросы, касающиеся: распространения рекламы игорных заведений и основанных на риске игр; этичности рекламы; формирования в рекламе негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром; использования образов людей в рекламе пива; завуалированной рекламы запрещенных к рекламированию товаров, звуковой рекламы на транспортных средствах; отнесения сооружений к рекламным конструкциям; рекламы в дни траура.