Палех - кузница всемирно-известной лаковой миниатюры Над проектом работали: Носкова Ирина, Рогиня Анастасия
Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и просто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и просто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев.
Село Палех Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел.
По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.
Опираясь на традиции новгородской и Строгановской иконописи, палешане создали свой неповторимый стиль. В начале ХIХ века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт- Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей.
Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.
Палехские иконы интересовали гениального Гете. Палехские иконы интересовали гениального Гете. Восхищались искусством палешан великие писатели Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Чехов, Р. Роллан, и многие другие. Восхищались искусством палешан великие писатели Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Чехов, Р. Роллан, и многие другие.
После революции 1917 года палехским художникам пришлось искать новое применение своим способностям. В 1924 году, благодаря инициативе группы талантливых иконописцев, при поддержке А. М. Горького и известного искусствоведа, профессора А. В. Бакушинского была образована "Артель древней живописи".
И хотя далеко не сразу далось в руки новое дело, первые успехи не заставили себя ждать. Уже в 1925 году на Всемирной выставке в Париже "Артель древней живописи", представившая изделия лаковой миниатюры, выполненные на папье- маше, получила золотую медаль. Так родилась всемирно известная палехская лаковая миниатюра.
Сегодня, также как иконописание, профессия художника лаковой миниатюры передается из поколения в поколение. Сегодня, также как иконописание, профессия художника лаковой миниатюры передается из поколения в поколение. Почти в каждом палехском доме живут художники и люди так или иначе связанные с производством лаковой миниатюры. Не случайно называют Палех "селом- академией". Почти в каждом палехском доме живут художники и люди так или иначе связанные с производством лаковой миниатюры. Не случайно называют Палех "селом- академией".
Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: "всемирно известная", "утонченная", "изысканная", "драгоценная", и многие другие. Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: "всемирно известная", "утонченная", "изысканная", "драгоценная", и многие другие.
Создавая малотиражные, а зачастую и уникальные, штучные произведения, мастера Палеха противопоставляют промышленному производству предметов и сувениров массового потребления вещи, созданные вручную, сохраняющие индивидуальные особенности творчества живого мастера и старинных технологий обработки традиционных материалов. Создавая малотиражные, а зачастую и уникальные, штучные произведения, мастера Палеха противопоставляют промышленному производству предметов и сувениров массового потребления вещи, созданные вручную, сохраняющие индивидуальные особенности творчества живого мастера и старинных технологий обработки традиционных материалов.
Возможности применения палехского искусства не ограничиваются только шкатулками и ларцами, иконами и ювелирными изделиями. Возможности применения палехского искусства не ограничиваются только шкатулками и ларцами, иконами и ювелирными изделиями. К ним относится и полиграфия, и портретная живопись, и оформление интерьеров лаковыми панно и холстами, а так же изготовление значков, оригинальных бизнес- сувениров, и многое другое К ним относится и полиграфия, и портретная живопись, и оформление интерьеров лаковыми панно и холстами, а так же изготовление значков, оригинальных бизнес- сувениров, и многое другое
Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. При сложившейся общности стилистических проявлений, каждый мастер обладает своим персональным, узнаваемым почерком. Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. При сложившейся общности стилистических проявлений, каждый мастер обладает своим персональным, узнаваемым почерком.
Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор. Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор.
Каждое время неизбежно предъявляет художнику свои требования, заставляя анализировать пройденное, стимулирует к дальнейшему развитию.
И в ХХI веке произведения Палеха занимают достойное место в сокровищнице мирового искусства. Не только в России, но и в Германии, Голландии, Франции, Италии, США и Японии, Бельгии и Канаде, Испании и Англии живут простые почитатели, ценители и коллекционеры палехской лаковой миниатюры, восхищающиеся ее рукотворной красотой и изяществом.
Спасибо Спасибо за за внимание внимание