Парадигмальное развитие науки. Основные понятия 1 Развитие научного знания - не простое накопление фактов и теорий, а последовательность кардинальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Теория раздаточной экономики: переход к новой парадигме 1.Парадигмальное развитие науки 2.Парадигмальная лестница 3.НЭСШ – вызов «старой» парадигме.
Advertisements

Институциональное развитие российской цивилизации.
Институциональное развитие российской цивилизации.
Парадигмальное развитие науки. Основные понятия 1 Развитие научного знания - не простое накопление фактов и теорий, а последовательность кардинальных.
Институциональное развитие российской цивилизации.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
«Типология государства». П ЛАН 1. Понятие типологии государства. 2. Формационный подход к типологии государства. 3. Цивилизационный подход к типологии.
Лекция 11 Цивилизационная матрица – ограничитель на выбор модели.
Лекция 1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных систем 1.Понятие системы. Влияние политической системы общества.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Индустриальная революция: достижения и проблемы Домашняя работа: Параграф 1-2 Параграф 1-2 Письменно 1,5 вопрос Письменно 1,5 вопрос Заполнить таблицу.
Лекция 11 Цивилизационная матрица – ограничитель на выбор модели.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Транксрипт:

Парадигмальное развитие науки

Основные понятия 1 Развитие научного знания - не простое накопление фактов и теорий, а последовательность кардинальных изменений облика науки через смену парадигм. Парадигма - признанные всеми метатеория, которая в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. нормальная наука - период господства какой-либо парадигмы, накопление научных результатов, найденных при решении задач по стандартным методикам. Научная школа - научное сообщество, деятельность которого строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики.

Основные понятия 2 Кризис в науке возникает, когда ученые сталкиваются с сильными и продолжительными аномалиями, характерной чертой которых является упорное сопротивление объяснению их существующими парадигмами. Смена парадигм вместе с дискуссиями, неизменно сопровождающими их, представляют собой научные революции - период переинтерпретации основных научных результатов, этап выработки новых стратегий научного исследования.

Конкуренция старой и новой парадигм Разные парадигмы несоизмеримы, т.к. сама по себе операция сопоставления возможна только в рамках одной определенной парадигмы. Исследователи используют свою собственную парадигму для аргументации в защиту этой же парадигмы. Поэтому логика в этом споре бессильна. Новая парадигма содержит претензии на решение тех проблем, которые вызвали кризисы в науке - аномалии. Новая парадигма предсказывает существование явлений, о которых совершенно не подозревали, пока господствовала старая парадигма.

НЭСШ этапы развития

Восхождение по парадигмальной лестнице

Подходы к объяснению траектории развития России Парадигма двух путей Запад – Восток Формационный подход Цивилизационный подход Модернизационный подход Институциональный подход

Парадигма двух путей институционального развития 2. Социально-экономические характеристики Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный, Восток – отсталый, сельский, аграрный Запад – рыночная экономика Восток – редистрибутивная экономика Для Запада – классовая дифференциация Для Востока – клановые, этнические отношения; коммунитарного типа, Запад – гражданский, демократический Восток - авторитарный, деспотический

Формационный подход формация формационные этапы развития –первобытнобщинный строй –рабовладение –феодализм –капитализм –коммунизм социализм два пути развития обществ –античный способ производства –азиатский способ производства

1.Где государство? 2.Не все государства входят в цивилизации, многие вообще выпадают из цивилизационного подхода. А судьи кто? «цивилизационный расизм» 3.Россия – либо не цивилизация, либо особая русская, православная, евразийская цивилизация 4.Группировка всех цивилизаций на Запад-Восток, теоретическая конфронтация ведущая к политическому противостоянию 5.Доминанта – религия и культура, а где экономика? 6.Категории – абстрактны, не соотносятся с «прозой» жизни и конкретной реальностью. 7.Что такое культура, как в этих терминах можно работать с конкретной реальностью? Дефекты цивилизационного подхода

Прогрессорский подход (модернизационный )

Институционализм – основа новой парадигмы

Изменение исходных посылок неоклассики под влиянием институционализма

Интегральный институционализм Оборот продуктов и услуг осуществляется отнюдь не только посредством рыночной системы и, тем более, не только через систему саморегулирующихся рынков. Продукты и услуги также циркулируют через системы Перераспределения, реализуемые той или иной формой Центра (в современный период его роль выполняет Государство) в соответствии с принципом централизации, а также посредством Реципрокности – на основе принципа симметрии. Они всегда имеют специфический характер – в зависимости от конкретных исторических, культурных и политических контекстов.