Парадигмальное развитие науки
Основные понятия 1 Развитие научного знания - не простое накопление фактов и теорий, а последовательность кардинальных изменений облика науки через смену парадигм. Парадигма - признанные всеми метатеория, которая в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. нормальная наука - период господства какой-либо парадигмы, накопление научных результатов, найденных при решении задач по стандартным методикам. Научная школа - научное сообщество, деятельность которого строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики.
Основные понятия 2 Кризис в науке возникает, когда ученые сталкиваются с сильными и продолжительными аномалиями, характерной чертой которых является упорное сопротивление объяснению их существующими парадигмами. Смена парадигм вместе с дискуссиями, неизменно сопровождающими их, представляют собой научные революции - период переинтерпретации основных научных результатов, этап выработки новых стратегий научного исследования.
Конкуренция старой и новой парадигм Разные парадигмы несоизмеримы, т.к. сама по себе операция сопоставления возможна только в рамках одной определенной парадигмы. Исследователи используют свою собственную парадигму для аргументации в защиту этой же парадигмы. Поэтому логика в этом споре бессильна. Новая парадигма содержит претензии на решение тех проблем, которые вызвали кризисы в науке - аномалии. Новая парадигма предсказывает существование явлений, о которых совершенно не подозревали, пока господствовала старая парадигма.
НЭСШ этапы развития
Восхождение по парадигмальной лестнице
Подходы к объяснению траектории развития России Парадигма двух путей Запад – Восток Формационный подход Цивилизационный подход Модернизационный подход Институциональный подход
Парадигма двух путей институционального развития 2. Социально-экономические характеристики Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный, Восток – отсталый, сельский, аграрный Запад – рыночная экономика Восток – редистрибутивная экономика Для Запада – классовая дифференциация Для Востока – клановые, этнические отношения; коммунитарного типа, Запад – гражданский, демократический Восток - авторитарный, деспотический
Формационный подход формация формационные этапы развития –первобытнобщинный строй –рабовладение –феодализм –капитализм –коммунизм социализм два пути развития обществ –античный способ производства –азиатский способ производства
1.Где государство? 2.Не все государства входят в цивилизации, многие вообще выпадают из цивилизационного подхода. А судьи кто? «цивилизационный расизм» 3.Россия – либо не цивилизация, либо особая русская, православная, евразийская цивилизация 4.Группировка всех цивилизаций на Запад-Восток, теоретическая конфронтация ведущая к политическому противостоянию 5.Доминанта – религия и культура, а где экономика? 6.Категории – абстрактны, не соотносятся с «прозой» жизни и конкретной реальностью. 7.Что такое культура, как в этих терминах можно работать с конкретной реальностью? Дефекты цивилизационного подхода
Прогрессорский подход (модернизационный )
Институционализм – основа новой парадигмы
Изменение исходных посылок неоклассики под влиянием институционализма
Интегральный институционализм Оборот продуктов и услуг осуществляется отнюдь не только посредством рыночной системы и, тем более, не только через систему саморегулирующихся рынков. Продукты и услуги также циркулируют через системы Перераспределения, реализуемые той или иной формой Центра (в современный период его роль выполняет Государство) в соответствии с принципом централизации, а также посредством Реципрокности – на основе принципа симметрии. Они всегда имеют специфический характер – в зависимости от конкретных исторических, культурных и политических контекстов.