Хатынь – это символ великой трагедии, той, что на века сохраняется в народной памяти и в сердцах каждого нового поколения отдаётся не меньшей болью, чем в сердцах тех, кто пережил всё это, был свидетелем страшных событий.
Торжественно-траурный перезвон хатынских колоколов днем и ночью разносится по Белоруссии. Густой автомобильный поток с утра до вечера мчится по логойскому тракту, устремляясь к лесной развилке с шестью огромными пепельно-серыми буквами "Хатынь". Некогда глухая, ничем не примечательная деревенька стала народным памятником, образным воплощением скорби и героизма белорусов в их невиданной по напряжению борьбе с иноземными захватчиками.
Звонят колокола Хатыни… Звонят над сожжёнными хатами, над судьбами людей, что знали свободу и счастье. Звонят над братской могилой односельчан, над могилами детей, мир которых ещё ограничивался ближайшим лесом.
Кровавая трагедия этого лесного поселища в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.
Звенят колокола над «Стеной памяти», где в проёмах – названия лагерей смерти: их в Белоруссии было 260. Звонят над всей Белоруссией, потерявшей 2 миллиона 230 тысяч человек.
Отлично архитектурно исполненный Мемориал Хатыни хранит для человечества название каждой сожженной белорусской деревни, каждый мертвый хатынский двор, каждое имя хатынца. В скорбном бетонном мартирологе проходят имена взрослых, подростков, детей Яскевич Антон Антонович, Яскевич Елена Сидоровна, Яскевич Виктор, Яскевич Ванда, Яскевич Вера, Яскевич Надя (9 лет), Яскевич Владик (7 лет), Яскевич Толик (7 недель), и так все 149 погибших.
Все, кроме одного Иосифа Иосифовича Каминского, случайно спасшегося из горящего, набитого людьми сарая и в бронзе вставшего теперь с мертвым сыном на вытянутых руках. В этих его руках все и скорбь, и трагизм, и беспредельная воля к жизни, давшая белорусам возможность выстоять и победить...
Хатынский мемориал стал местом всенародного поклонения. Каждый день, в будни и праздники, течёт сюда людская река.
В Хатынь приезжают люди со всех континентов: Европы, Америки, Африки, Азии… Рабочие и президенты, фермеры и бизнесмены. И никто не остаётся равнодушным. Потому что остаться равнодушным перед этой святыней, перед могилой детей – это значит потерять человеческий облик.
Печально и вместе с тем величественно днем и ночью, в ветер и непогоду разносится над Белой Русью звон колоколов Хатыни. Бесконечен людской поток. Молча стоят люди у венка памяти, положенного на месте захоронения пепла хатынцев, молча читают они обращение мертвых к живым черные слова на мраморе: "Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала".
Гости из ближних и дальних стран, люди разных убеждений, что приезжают в Белоруссию, Минск, посещают не только трагический памятник Хатыни, они Знакомятся с Курганом Славы, Экспонатами Музея истории Великой Отечественной войны.
Хатынь – это памятник скорби народа.
Застыли в суровом молчанье леса. Как руки сгоревших, торчат в небеса Трубы печей Хатыни, трубы печей Хатыни. Припев: Динь-динь, стонет Хатынь, Болью людей теплится. Звонами-стонами снова Хатынь В наши сердца стучится. Над этой землею каждой весною Криком кричат журавли и поныне, Дыма глотнув Хатыни, дыма глотнув Хатыни. Припев. Над миром века будут плыть облака, На землю роняя дождиком синим Слезы детей Хатыни, слезы детей Хатыни Стой, человек! Море, застынь! Замрите в полёте, птицы! Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь Вечным огнём нам в лица, Смотрит живым нам в лица! Динь-динь, стонет Хатынь, Динь-динь, стонет Хатынь, Динь-динь, стонет Хатынь, Динь-динь, стонет Хатынь…