Формирование УУД на уроке через активные приемы и методы обучения
Задание 1 Подсчитайте, сколько минут в среднем вы говорите на уроке (подсчитайте отдельно на каждом этапе). Договоримся, что это урок объяснения нового материала.
Задание 2. Решите задачу ДАНО: -Человек говорит со скоростью 120 слов/мин -Одно слово содержит 6 – 8 бит информации -Кол-во информации, откладываемое в долговременную память, приблизительно равно 0,05 бит/сек; в кратковременную – 0,5 бит/сек; сознательное восприятие – 10 7 бит/сек; непроизвольное восприятие – бит/сек ВОПРОС: -Рассчитайте КПД урока по формуле КПД=А/В*100%, где А – информация, которую учащийся способен отправить в долговременную память за 45 минут урока, В – сколько информации за урок обрушивает на него учитель.
Задание 3 Познакомьтесь с несколькими приемами обучения. Запишите примерную тему урока, на котором можно использовать этот прием. Запишите 1 – 3 УУД, которое(ые) формируются через этот прием.
Примеры активных приемов обучения Карусель. Дети образуют два кольца - внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо- это сидящие неподвижно ученики, а внешнее – это ученики, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тезисов темы или высказать свою точку зрения и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Примеры активных приемов обучения «Броуновское движение». Прием предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме или проблеме.
Примеры активных приемов обучения «Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Примеры активных приемов обучения «Займи позицию». Зачитывается какое- нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом или. Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Примеры активных приемов обучения «Автобусная остановка» Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Домашнее задание Сформулировать плюсы и минусы активных форм обучения (минусы тоже обязательно). Опробовать какую-нибудь новую форму и в следующий раз рассказать нам, что получилось.
Задание последнее Разбиться на две группы: 1)Даем до середины декабря открытые уроки в рамках школьного фестиваля «Формирование УУД на уроках» 2)До середины декабря создаем черновик метапредметного урока для проведения его на районном семинаре в январе.