О внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 1 Управление образования Сосновского муниципального района
Федеральный государственный стандарт начального общего образования 1. Утвержден 06 октября 2009 года (Приказ 373 министерства образования и науки РФ) 2. Зарегистрирован в Минюсте России от Введен в действие с 1 января 2010 года 2
3 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта
4 Стандарт общего образования Новая цель образования Новое методологическое основание Новое содержание образования Новые средства и технологии обучения Новые требования к субъектам образовательного процесса Новые требования к результатам образования
5 Основная цель российского образования 55 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Задачи образования Формирование основ гражданской идентичности личности на основе самоопределения в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости и ответственности за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности; реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание личности. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России. Развитие личности ребенка в процессе его учебной деятельности 6
7 Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)
8 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»
Результаты образования Личностные готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки и ориентации социальные компетенции, личностные качества Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметные опыт деятельности, специфической для данной предметной области система базовых или опорных знаний, основополагающих элементов научного знания универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях 9
Результаты образования Четкая дифференциация результатов: - обучающийся научится; - обучающийся может научиться. Итоговая аттестация по всем (а не только основным) предметам, в том числе музыке, изобразительному искусству, физической культуре и др. В качестве результатов образования рассматривается сформированность определенных качеств у выпускника на каждой ступени образования. 10
11 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы
12 Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ
Разделы БУП Инвариантная часть Вариативная часть Внеучебная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеучебную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предмет ных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.). 13
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности со держания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Раздел Внеучебная деятельность позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. 14
Часы, отводимые на внеучебную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования. 15
Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное 16
17 Педагогическое образование Требования к педагогу и педагогическому образованию в соответствии с ФГОС
18 Цели педагогического образования Тактические П одготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым ФГОС общего образования. Стратегические Н епрерывное образование педагогических кадров, способных обеспечить духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования.