Гибель ренессансного идеала
Цель урока: Проследить взаимосвязь произведений искусства с культурой, выявив связь между следующими фактами : Проследить взаимосвязь произведений искусства с культурой, выявив связь между следующими фактами :
Факт 1 Николай Коперник внес замешательство в культурное и художественное сознание своих современников. Его идея о том, что Земля не является центром Вселенной, породила разные формы переживаний. Николай Коперник внес замешательство в культурное и художественное сознание своих современников. Его идея о том, что Земля не является центром Вселенной, породила разные формы переживаний.
Факт 2 В конце 16 – начале 17 века в живописи наблюдается переход от классической симметрии Возрождения к диагональной композиции, что ознаменовало возникновение точки зрения на живописное полотно, т.е. зритель, как и художник, может свободно менять точку зрения и необязательно непременно останавливаться напротив центральной оси действия. В конце 16 – начале 17 века в живописи наблюдается переход от классической симметрии Возрождения к диагональной композиции, что ознаменовало возникновение точки зрения на живописное полотно, т.е. зритель, как и художник, может свободно менять точку зрения и необязательно непременно останавливаться напротив центральной оси действия.
Определите, соблюдается ли в данных картинах принцип классической симметрии? Определите, соблюдается ли в данных картинах принцип классической симметрии?
Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем»
Антонио Полайоло «Мученичество Св.Себастьяна»
Брейгель «Вавилонская башня»
Тинторетто «Похищение тела св. Марка из Александрии»
Выделите картины с диагональной композицией: Выделите картины с диагональной композицией:
Рафаэль «Обручение Марии»
Тинторетто «Тайная вечеря»
Рафаэль «Мадонна с младенцем»
Микеланджело «Святое семейство»
Тинторетто «Происхождение млечного пути»
Идея Коперника разрушила одну из основополагающих идей мировоззрения эпохи Ренессанса, что человек – в центре мироздания. Идея Коперника разрушила одну из основополагающих идей мировоззрения эпохи Ренессанса, что человек – в центре мироздания. Соответственно изменилось и само отношение к человеку. Соответственно изменилось и само отношение к человеку. Величественный и совершенный человек- творец, которому все под силу, все доступно, - универсальный человек эпохи Ренессанса в период позднего Ренессанса мельчает, теряет свою мощь и превращается в часть безликой массы. Величественный и совершенный человек- творец, которому все под силу, все доступно, - универсальный человек эпохи Ренессанса в период позднего Ренессанса мельчает, теряет свою мощь и превращается в часть безликой массы.
Брейгель «Триумф смерти»
Брейгель «Несение креста»
Брейгель «Падение Икара»
Брейгель «Слепые»
Человек на картинах художника – как часть безликой массы. Человек на картинах художника – как часть безликой массы. Дыхание реальной жизни, жестокой и кровавой, проникает в искусство и свидетельствует о гибели ренессансного идеала. Дыхание реальной жизни, жестокой и кровавой, проникает в искусство и свидетельствует о гибели ренессансного идеала.
В чем причина гибели ренессансного идеала? Изначальная установка искусства Ренессанса была утопичной и неосуществимой. Считалось, что идеальное – основа реального мира, и задача художника (поэта, музыканта….) – увидеть идеал и воплотить его в искусстве. Изначальная установка искусства Ренессанса была утопичной и неосуществимой. Считалось, что идеальное – основа реального мира, и задача художника (поэта, музыканта….) – увидеть идеал и воплотить его в искусстве. Именно это и порождало невиданные образцы совершенства в творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Именно это и порождало невиданные образцы совершенства в творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.
Но реальная жизнь людей эпохи Возрождения была жестокой и кровавой. Но реальная жизнь людей эпохи Возрождения была жестокой и кровавой. Отсюда – противоречия между реальными возможностями человека и идеалом, воплощаемым в лучших образцах художественного творчества. Отсюда – противоречия между реальными возможностями человека и идеалом, воплощаемым в лучших образцах художественного творчества. В итоге – понимание того, что идеал осуществить нельзя. В итоге – понимание того, что идеал осуществить нельзя.