Диагональ (древнегреч.) – идущий от угла к углу. Пересечение диагоналей является геометрическим центром картины. Диагональ подчеркивает композиционный центр картины, который часто совпадает с фокусом. В этом фокусе соединяется главное, к чему стремится художник.
Анализ живописи Вид живописного изображения: монументально-декоративная (настенная) или станковая картина? Изобразительная и экспрессивно-декоративная функция живописного изображения; Размеры, формат; Основа, на которую нанесено изображение (камень, холст, дерево, штукатурка, стекло), и техника, в которой выполнено произведение (фреска, темпера, мозаика, масло, пастель и др.) Пространственная организация: интерпретация линии, силуэта, пластики, объёмов, светотени; выбор точки зрения, линии горизонта (нормальная, высокая, низкая) ритмическая структура и композиция в целом; колорит (теплый, холодный или смешанный), цветовая гамма (спокойная или напряжённая).
Василий Иванович Суриков
«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ХОЛСТ, МАСЛО. 218Х379
Переживание народного горя и борьбу двух сил: силы царской безграничной власти и силы народной стрелецкой художник подчеркивает движением композиции, идущей из левого нижнего угла картины в правый верхний угол, и перекрёстными взглядами стрельца со свечой и Петра 1.
«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ХОЛСТ, МАСЛО. 218Х379 ГТГ.
Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний, разделяет два мира: уходящий с исторической сцены мир стрельцов и победивший мир Петра1 и его сподвижников. Группа стрельцов сплоченная, здесь как бы сросшиеся округлые линии. Зато в группе Петра подчеркнуты вертикали фигур. На смену старой Руси приходит новое государство, которое строится по европейскому образцу. Значит ли это, что Суриков хотел подчеркнуть индивидуализм?