Российская Федерация От реформы через модернизацию к развитию образования
Лихие 90-е Е-процессы Е-процессы Инновационное движение Инновационное движение Деидеологизация Деидеологизация Рынок Рынок Снижение финансирования Снижение финансирования И- процессы И- процессы Деволюция ответственности Деволюция ответственности Рост автономии и возможностей Рост автономии и возможностей
После первого периода реформ Рост охвата высшим образованием Рост охвата высшим образованием Многообразие и точки роста Многообразие и точки роста Социальное расслоение Социальное расслоение Падение охвата дошкольным образованием Падение охвата дошкольным образованием Падение статуса учителя и преподавателя Падение статуса учителя и преподавателя
Второй период реформ Е-процессы Е-процессы Регионализация Регионализация Дальнейшее расслоение общества Дальнейшее расслоение общества Рынок учебников Рынок учебников Деградация села Деградация села И-процессы И-процессы Организационно-финансовые эксперименты (оптимизация сети, подушевое финансирование) Организационно-финансовые эксперименты (оптимизация сети, подушевое финансирование) Появление программ и проектов развития (включая региональные) Появление программ и проектов развития (включая региональные) Донорские программы развития Донорские программы развития Новые стандарты Новые стандарты
После второго этапа реформ Сокращение инновационности и укрепление традиционного обучения Сокращение инновационности и укрепление традиционного обучения Дальнейшее расслоение – появление двух школьных систем Дальнейшее расслоение – появление двух школьных систем Дифференциация регионов Дифференциация регионов Появление групп лидеров Появление групп лидеров
Модернизация (1999) На фоне естественной усталости системы На фоне естественной усталости системы Новый организационно-финансовый механизм (подушевое финансирование, ваучеры в высшем образовании, финансовая самостоятельность) Новый организационно-финансовый механизм (подушевое финансирование, ваучеры в высшем образовании, финансовая самостоятельность) Общественное управление Общественное управление Первое упоминание о компетентностях Первое упоминание о компетентностях Единый государственный экзамен Единый государственный экзамен Реструктуризация сети Реструктуризация сети Профильное обучение Профильное обучение
После модернизации Представления о системной реформе Представления о системной реформе Регионы-лидеры Регионы-лидеры Неизменное содержание и методы Неизменное содержание и методы Единый экзамен и внимание к оценке качества Единый экзамен и внимание к оценке качества Опыт масштабных проектов и общественных обсуждений Опыт масштабных проектов и общественных обсуждений
Приоритетные направления (декларации) (2004) Доступность качественного школьного образования (компетентностный подход) Доступность качественного школьного образования (компетентностный подход) Инвестиционная привлекательность образования Инвестиционная привлекательность образования Непрерывное образование Непрерывное образование Повышение качества профессионального образования Повышение качества профессионального образования Подушевое финансирование Подушевое финансирование
После приоритетных направлений Информатизация Информатизация Свертывание профильного обучения Свертывание профильного обучения Застой в содержании образования Застой в содержании образования Введение подушевого финансирования Введение подушевого финансирования Реструктуризация сети Реструктуризация сети
Национальные проекты (2006) Поддержка лучших школ и учителей Поддержка лучших школ и учителей Инновационные программы вузов Инновационные программы вузов Информатизация образования Информатизация образования Поддержка комплексных региональных реформ Поддержка комплексных региональных реформ Поддержка лучших школ начального профессионального образования Поддержка лучших школ начального профессионального образования
После национальных проектов Торжество проектного подхода Торжество проектного подхода Продвижение системы модернизационных мер во все регионы (включая новую систему оплаты труда) Продвижение системы модернизационных мер во все регионы (включая новую систему оплаты труда) Улучшение ресурсного состояния системы Улучшение ресурсного состояния системы Укрепление бюрократии и конкурсности в образовании Укрепление бюрократии и конкурсности в образовании Подключение школ к интернету Подключение школ к интернету
Неудачи Четыре попытки сделать новые стандарты Четыре попытки сделать новые стандарты Злоупотребления региональной и школьной свободой Злоупотребления региональной и школьной свободой Отток хороших учителей Отток хороших учителей Стабильно плохие результаты PISA Стабильно плохие результаты PISA Торжество бюрократии Торжество бюрократии Фикция общественного управления Фикция общественного управления Провал профильного обучения Провал профильного обучения Возвращение идеологизации Возвращение идеологизации ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛА ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛА ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ
Удачи Отдельные точки роста (регионы и школы) Отдельные точки роста (регионы и школы) ЕГЭ ЕГЭ Проектный метод управления Проектный метод управления Информатизация Информатизация Рост позитивного социального самочувствия учителей Рост позитивного социального самочувствия учителей
Школа 2020 Всеобщее раннее развитие Всеобщее раннее развитие Доступ к дошкольному образованию Доступ к дошкольному образованию Школы ступеней Школы ступеней Компетентностная направленность Компетентностная направленность Система оценки качества Система оценки качества Обратная связь с потребителем Обратная связь с потребителем Прозрачное финансирование и самостоятельность Прозрачное финансирование и самостоятельность Информатизация Информатизация