СТРАТЕГИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ Mихал Рутковски Руководитель Отдела социальной защиты, Регион Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
I. Введение II. Наследие: пенсии до начала перехода и последствия вызванного переходом шока III.Что дальше: как реформировать систему пенсионного обеспечения в разных группах стран IV.Исходные условия для введения накопительного уровня V.Реформирование распределительного уровня: варианты и приоритеты VI.Условно-накопительная система (УНС) VII. Выводы
Пенсионные системы до начала перехода
Ухудшение финансового состояния государственной системы пенсионного обеспечения в переходный период
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Страны с точки зрения имеющихся препятствий
Cтратегии осуществления реформ
Исходные условия для обязательного накопительного уровня
Что ожидают от распределительного уровня Устойчивость Борьба с бедностью Перераспределение Справедливость Политическая приемлемость Стимулы для уплаты взносов Хорошая связь с накопительным уровнем
Варианты параметрической реформы (не вводится накопительный уровень, нет изменений в структуре системы) Корректировка ставки взносов Корректировка размеров бюджетных трансфертов Корректировка коэффициента замещения Сокращение периодов накопления пенсионных прав Увеличение периодов начисления пенсии Отмена отраслевых льгот Введение актуарно нейтральных корректировок в случае более позднего/досрочного выхода на пенсию Включение в пенсионную формулу демографических и финансовых факторов Сборы за индексацию Корректировка показателя охвата пенсией Повышение пенсионного возраста Увеличение численности экономически активного населения Административные корректировки. Корректировки ставки взносов
Условно-накопительная система (УНС) Новая парадигма распределительного уровня V P= G
Взносы из заработка граждан условно зачисляются на счета На средства на счету за прошедшие периоды начисляется доход. Необходимым, но не достаточным условием финансовой стабильности является идентичность ставки доходности и темпов роста общей суммы взносов. Могут использоваться и другие индексы (напр., подушная заработная плата), но если при этом темпы роста средств на счету оказываются выше, чем темпы роста базы отчислений, финансовая стабильность оказывается под угрозой (Palmer 1999). Накопленные на счету средства преобразуются в аннуитет в момент выхода на пенсию. Аннуитеты рассчитываются на основании накопленного капитала и продолжительности периода дожития в возрасте выхода на пенсию. Аннуитеты могут индексироваться. Необходимым условием для финансовой стабильности является условие того, чтобы индекс не превышал темпы роста базы отчислений. (До тех пор, пока реальный экономический рост положителен, индексация по темпам роста цен удовлетворяет этому критерию; аналогичная ситуация наблюдается при индексации по темпам роста подушевой заработной платы в случае положительного роста численности рабочей силы и, по определению, индексации, основанной на развитии суммы заработной платы) Техническое описание условно- накопительной системы (УНС)
УНС и ФУВз (финансовые установленные взносы) УНСФУВз Управление Гос. или частное Контакты Гос. или частное Заявки на получение пенсии Гос. или частное Активы Государство Гос-во или частн. сектор в необх. масштабах сверх потребностей пенсионной системы
Подверженность риску УНС и других систем УВ/частн.УВ/госуд.ФУВзУНС Демографич. Да В меньшей степени Mакроэконом. Да Финансовый ДаНетДаНет «Моральный риск» ДаВ значительной степени Нет Политический В меньшей степени В значительной степени В меньшей степени
УНС: основные вопросы Предшественники: предложение Бьюкенена и «система баллов» Макроэкономические аспекты Микроэкономические аспекты Социальные аспекты и аспекты политической экономии Управление: государственное или частное? Управление рисками Финансовая стабильность Ставка доходности в условно-накопительной системе Ресурсы для разных поколений Экстерналии G-коэффициент Управление процессом перехода: условный потенциал
УНС: примеры Швеция Италия Латвия Польша Kиргизская Республика (?)
Сбор взносов (орган, отвечающий за сбор, банковская система, регистрация, контроль, проверка, непосредственно сбор) Система индивидуальных счетов (отслеживание взносов, сделанных в течение жизни участника) Финансовое управление (движение денежных средств, инвестиции, аудит) Расчёт пенсии (информирование, проверка возраста и информации о заработке, процесс подачи заявок) Выплата пенсий (денежные средства, банковские тратты, проверка) Сотрудничество между государственным и частным секторами (потребности бизнеса, деловая культура) Почему в результате реформ растёт необходимость качественного управления со стороны государства?
Выводы * пенсионеры как группа не беднее других категорий населения; системы пенсионного обеспечения смогли сократить бедность * но за это пришлось заплатить (высокими налогами на фонд оплаты труда, которые сдерживают экономический рост) * эта цена будет расти по мере старения населения * низкая пенсия отражает низкую заработную плату и сложные экономические условия; * предпосылки для введения обязательного накопительного уровня скорее всего не возникнут в течение многих лет; * чрезвычайно важно повысить платёжную дисциплину в отношении взносов в систему социального обеспечения * очень важно повысить пенсионный возраст и сделать его одинаковым для мужчин и женщин * сначала следует рассмотреть возможность проведения различных параметрических реформ, затем – введения УНС, а потом – накопительного уровня, но не наоборот * в Киргизской Республике к настоящему моменту реформы 1997 года дали ожидаемый результат, они оказались успешными. Сегодня споры возникают в связи с тем, что некоторые требуют увеличить пенсии скорее, чем это возможно и предполагалось в 1997 году. Пока доходы не станут выше, для поддержания наиболее малоимущих пенсионеров следует использовать специальные надбавки.