Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н год
Цель работы: Формирование основ системных и осознанных знаний о словарных словах. Формирование основ системных и осознанных знаний о словарных словах.Задачи: - создавать основание для формирования устойчивого навыка правильного написания слов; - создавать основание для формирования устойчивого навыка правильного написания слов; - расширять словарный запас учащихся, для уменьшения языковых трудностей при общении; - расширять словарный запас учащихся, для уменьшения языковых трудностей при общении; - развивать устную и письменную речь учащихся. - развивать устную и письменную речь учащихся.
Модель изучения слов с непроверяемыми написаниями: 1.Первичное знакомство со словом. 1.Первичное знакомство со словом. 2.Знакомство с лексическим значением нового слова. 2.Знакомство с лексическим значением нового слова. 3.Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием. 3.Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием. 4.Записывание слова с выделением ударения, безударной гласной в «Словарик». 4.Записывание слова с выделением ударения, безударной гласной в «Словарик». 5.Подбор учащимися однокоренных слов. 5.Подбор учащимися однокоренных слов. 6.Одновременное знакомство с 1 – 2 – 3 словами. 6.Одновременное знакомство с 1 – 2 – 3 словами. 7.Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. 7.Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. 8.Упражнение в написании слов. 8.Упражнение в написании слов.
Методы обучения непроверяемым написаниям 1 – 2 классы - Запись слов по алфавиту. - Запись слов по алфавиту. - Выборочный диктант. - Выборочный диктант. - Зрительный диктант с предварительным разбором. - Зрительный диктант с предварительным разбором. - Картинный диктант. - Картинный диктант. - Диктант с использованием загадок. - Диктант с использованием загадок. - Диктант с комментированием. - Диктант с комментированием. -Творческий диктант (замена описательного оборота одним словом). -Творческий диктант (замена описательного оборота одним словом). - Группировка слов по месту ударения. - Группировка слов по месту ударения. - Разгадывание кроссвордов детьми. - Разгадывание кроссвордов детьми.
Работа над словами 3 – 4 классы - Группировка слов по орфографическим признакам. - Группировка слов по орфографическим признакам. - Выборочный диктант. - Выборочный диктант. - Диктант по памяти. - Диктант по памяти. - Сопоставление и запись слов с «противоположной» орфограммой. - Сопоставление и запись слов с «противоположной» орфограммой. - Подбор и запись синонимов и антонимов. - Подбор и запись синонимов и антонимов. - Распределение слов по частям речи, по родам, по склонениям. - Распределение слов по частям речи, по родам, по склонениям. - Подбор однокоренных слов других частей речи. - Подбор однокоренных слов других частей речи. - Замена описательных оборотов словами – синонимами. - Замена описательных оборотов словами – синонимами. - Сочинение по опорным словам. - Сочинение по опорным словам. - Письменный пересказ текста с использованием данных слов. - Письменный пересказ текста с использованием данных слов. - Подбор и запись синонимов и антонимов. - Подбор и запись синонимов и антонимов. - Подбор однокоренных слов других частей речи. - Подбор однокоренных слов других частей речи. - Замена описательных оборотов словами - синонимами. - Замена описательных оборотов словами - синонимами. - Сочинение по опорным словам. - Сочинение по опорным словам. - Письменный пересказ текста с использованием данных слов. - Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Уважаемые коллеги! Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке) Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке)