«Организация опытно- экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении»
Цель ОЭР: Поиск или выбор наиболее эффективных способов развития и совершенствования образовательной деятельности, направленных на формирование и гармоничное развитие личности в соответствии с современным социальным заказом.
Задачи ОЭР: Моделирование оптимальной образовательной среды учреждения Разработка и внедрение инновационных образовательных программ и технологий Повышение профессиональной квалификации педагогов за счет вовлечения их в опытно-экспериментальную работу и освоения методологии исследования Формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся
Необходимые условия организации ОЭР: Наличие идеи, концепции, программы развития, их обоснование Наличие педагогов, готовых к изменениям, обладающих определенными профессиональными качествами Принятие предполагаемых изменений родителями, детьми, коллегами Наличие ресурсов: материально-технических, финансовых.
Профессиональные качества педагога- исследователя: Творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практическую деятельность; конструктивная инициативность; гибкость и панорамность мышления; открытость к новшествам; способность к теоретическому обобщению; владение методологией исследования.
Принципы опытно- экспериментальной деятельности: Целостность (комплексность) Объективность Сочетание научной смелости с предусмотрительностью Педагогическая обоснованность Социально-личностная значимость изменений Инновационность Продуктивность
Формы участия в опытно- экспериментальной работе: Разработка оригинальных образовательных программ, технологий Создание методических пособий, рекомендаций по своему направлению работы Написание текстов консультаций для родителей, детей, коллег и размещение их на информационных стендах, школьном сайте и т.п. Апробация нетрадиционных, инновационных программ, технологий, методов в своей практике
Формы участия в опытно- экспериментальной работе: Подготовка докладов, сообщений, проведение мастер- классов на научно-практических конференциях, семинарах и т.п. Проведение диссертационного исследования и его защита Публикация материалов ОЭР в печати Консультирование и руководство ученическими проектами
Условия участия в ОЭР Утверждение темы на Научно-методическом Совете с определением этапов работы и указанием продукта. Презентация и утверждение проекта на Педсовете. Мониторинг нововведений, предоставление отчетов за определенный период. Экспертиза конечного результата (продукта) ОЭР.
Анализ реалий и определение проблематики Формулировка темы и определение границ исследования Определение объекта и предмета исследования Формулировка гипотезы, описание предполага- емых результатов Выбор методов и средств исследования Алгоритм исследования:
Планирование исследовательской деятельности с указанием сроков, базы, контрольных групп Сбор и обработка материалов, характеризующих исходное состояние проблемы Прогнозирование и моделирование конечного результата Внедрение новшеств в практику Мониторинг нововведений Выводы, обобщение
Проблемы управления ОЭР: Необходимость гармонизации процессов: - функционирования и развития; - стабильности и творчества; - морального и материального стимулирования. Удержание ценностно-смыслового поля. Формирование коллектива единомышленников. Учет дополнительных интеллектуальных, эмоциональных и временных затрат педагогов- участников ОЭР
Варианты правового регулирования ОЭР: Заключение авторского договора Внесение дополнений (изменений) в родительский договор Разработка локальных актов (Положений), регламентирующих ОЭР
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!