«Разработка и практическая реализация интегративной модели образовательно-оздоровительного учреждения»
Цель проекта: Поиск оптимальных способов моделирования и создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды дошкольно-школьного учреждения, обеспечивающей оптимальные условия развития личности, её успешной социализации и самореализации без ущерба для здоровья на всех этапах непрерывного образования.
ЗАДАЧИ: Сохранение, восстановление и развитие здоровья детей дошкольного и школьного возраста в процессе получения образования. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с ориентацией на индивидуальные нормы здоровья. Разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Формирование у детей и подростков ключевых компетенций без ущерба для здоровья, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Основания для создания инновационного образовательно-оздоровительного учреждения: Социальный запрос населения на сохранение, восстановление и развитие здоровья детей в процессе образования. Радикальное изменение структуры здоровья детского населения России : -только 10% детей можно отнести к первой группе здоровья; -на 10,8 % увеличился показатель общей болезненности в Тюменской области; -частота болезней костно-мышечной системы выросла на 15,3 %, мочеполовой системы – на 17 %, нервной системы – на 19%, эндокринной системы и обмена веществ – на 28 %, нарушения осанки – на 21 %, распространенность сколиоза – на 38 %, снижение остроты зрения – на 20 %. Увеличение численности детей-инвалидов в 9,7 раза Перегрузка учащихся в связи с высокими требованиями к выпускникам школ и усложнением образовательных программ
Основные направления реализации задач: Интеграция разнокачественных государственных функций образования и здравоохранения в условиях одного учреждения, преодоление межведомственных барьеров. Обеспечение квалифицированного медицинского сопровождения детей и подростков в процессе образования. Комплексный мониторинг качества образования и состояния здоровья детей и подростков. Создание нормативно-правовой базы функционирования образовательно- оздоровительного учреждения.
Основные направления реализации задач: Разработка методики нормативного финансирования в условиях интеграции. Внедрение современных ИКТ в образовательно-оздоровительный процесс. Формирование новых профессиональных позиций у педагогических и медицинских работников в условиях интеграции.
Структура МОУ СОШ 90 «Крепыш»
Организационная структура управления образовательно-оздоровительным учреждением
Модель лечебно-оздоровительной деятельности в инновационном оздоровительно- образовательном учреждении
Функции медицинских работников в образовательно- оздоровительном учреждении: Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и питания Амбулаторно-поликлиническое обслуживание Отслеживание интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок на ребенка Профилактическая работа по предупреждению заболеваний Организация восстановительного периода после болезни Проектирование с детьми и их родителями лечебно- оздоровительных программ Мониторинг состояния здоровья детей и педагогов Семейное консультирование по вопросам здоровья
Освоение инновационных образовательных программ валеологической направленности Квалифицированная интерпретация педагогами внешних сигналов, свидетельствующих о состоянии здоровья Учет хронобиологического статуса при составлении расписания занятий и уроков Обучение приемам самопрофилактики и оказания первой медицинской помощи Использование динамических пауз, физкультминуток, релаксации, тренингов Соблюдение двигательного режима и режима питания Создание благоприятного психологического микроклимата Способы внедрения здоровьесбергающих технологий в образовательно- оздоровительный процесс:
Требования к проектированию здоровьесберегающего пространства Деятельностный подход к формированию здорового образа жизни. Медицинские работники – равноправные субъекты образовательного процесса. Реализация комплексного подхода к решению проблем ребенка. Детско-взрослое проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с ориентацией на индивидуальные нормы здоровья. Активная роль семьи в образовательно- оздоровительном процессе.
Концептуальная платформа: гуманистическая философия; гармонизация подходов: социально- личностно-ориентированного, вариативного, деятельностного, культурологического, компетентностного; ценностные ориентиры: приоритет здоровья, личностная уникальность, принятие общечеловеческих духовно-нравственных норм, возрастная компетентность, ориентированность на успешность.
Ценностные ориентиры образовательной деятельности П Л П Возрастная к О
Мониторинг эффективности образовательно-оздоровительной деятельности: оценка состояния здоровья детей в динамике; степень адаптации детей к новым условиям; результаты освоения дошкольниками образовательной программы; результаты общей и качественной успеваемости учащихся; степень вовлеченности детей в систему дополнительного образования; оценка внеучебных достижений учащихся (портфолио); оценка уровня воспитанности учащихся; анализ анкетирования учащихся и родителей.
Эффективность образовательно-оздоровительного процесса по психологическим критериям (в %)
Динамика индекса здоровья у детей МОУ СОШ 90 «Крепыш» в условиях интеграции в период с 1999 по 2006гг.
Динамика освоения образовательной программы дошкольниками
Динамика общей и качественной успеваемости за гг. (в %)
Результаты ЕГЭ за 2005/06 уч.год
Реализация модели образовательно- оздоровительного учреждения позволит: Обеспечить успешную социализацию детей с различными особенностями здоровья в современных быстро меняющихся условиях жизни Повысить эффективность образовательного процесса за счет системного подхода к сохранению, восстановлению и развитию здоровья детей и подростков Обеспечить оптимальный уровень здоровья детей и подростков в процессе образования Сформировать личность, способную к здоровому образу жизни, к полноценной созидательной деятельности, к ответственному нравственному и гражданскому выбору, к профессиональному самоопределению