Содержание и организация адаптационного периода реабилитации дошкольников в технологии «Лечебная педагогика»
Актуальность обусловлена: 1. Тяжелым течением адаптации к условиям ДДУ детей с проблемами здоровья; 2. Отсутствием специально разработанных адаптационных технологий.
Цель: Разработать программу организации жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста в период адаптации
Задачи: Разработать критерии оценки адаптационного статуса; Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики; Провести адаптационный мониторинг в разных возрастных группах дошкольников.
В результате проведенной исследовательской работы была разработана программа адаптационного периода.
Программа включает четыре модуля:
Информационный модуль Сбор информации от родителей о ребёнке (анкетирование, карты интересов, мини-сочинение Мой ребёнок, беседы с врачом и т.д.); Знакомство родителей с условиями учреждения (экскурсии, день открытых дверей, консультации специалистов и т.д.).
Адаптационный модуль Индивидуальная режимная организация; Гибкая система приёма детей (постепенность, ступенчатость, присутствие родителей по необходимости); Проектирование индивидуальных программ адаптации; Разработка общих адаптационных мероприятий (неделя радости, витаминизация, фитотерапия и т.д.).
Модуль методического обеспечения МППК – постоянно действующий семинар специалистов всех направлений; МО.
Лист адаптации
Модуль мониторинга Анализ листов адаптации; Анализ наблюдений за ребенком разных специалистов Усвоение возрастной образовательной программы Анализ результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования.
Внедрение программы позволило достичь стабильной положительной динамики по выбранным критериям: оценка физического здоровья по данным медицинского обследования; оценка эмоционально-психологического статуса по данным психологического обследования; оценка личностного статуса; Результатами стали:
Характеристика течения адаптации дошкольников к условиям учреждения (в %)