по музыкальной литературе учащихся 3 класса народного отделения Лакиенко Миши и Лакиенко Саши Направление исследования: «Искусство. Связь имен» Тема работы: «Эрнст Теодор Амадей Гофман» Руководитель Сурова Н.А. ДШИ г. Светлый 2011г.
Выдающийся немецкий писатель назван «универсальной личностью в искусстве». Э.А.Гофман обладал способностями в разных областях искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы («Ундина»), дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, графиком, писателем, музыкантом и блестящим юристом. Выдающийся немецкий писатель назван «универсальной личностью в искусстве». Э.А.Гофман обладал способностями в разных областях искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы («Ундина»), дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, графиком, писателем, музыкантом и блестящим юристом. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала. Обладая, несомненно, способностями к разным видам искусства, Гофман выше всех ценил музыку. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала. Обладая, несомненно, способностями к разным видам искусства, Гофман выше всех ценил музыку.
Родился 24 января 1776 в Кёнигсберге. Умер 25 июня 1822 в Берлине. Гофман родился в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди- юриста. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но под влиянием дяди выбрал себе путь юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.
В 1792 году Гофман начинает изучать право. В те годы Кёнигсберг был городом, который вряд ли мог похвастаться особой благосклонностью к искусствам. Престижными считались занятия науками серьезными и полезными, к коим относилась и юриспруденция. Но изучение юридических наук не помешало музыкальным занятиям. Учителем музыки Амадея был соборный органист и композитор Христиан Подбельский. В Кёнигсберге Гофман впервые услышал и оперу Моцарта «Дон Жуан». На всю жизнь музыка австрийского композитора покорила его. Знаком особого преклонения перед гением Моцарта стало имя Амадей, которое избрал для себя Гофман.
В 1793 в Кёнигсберге Гофман встретил и первую любовь. Она принесла Гофману больше страданий, чем радости. Разразившийся в кёнигсбергском обществе скандал заставил Гофмана навсегда покинуть Кёнигсберг в Женился. Снова влюблялся. Судьба его была достаточно трагична. До своей ранней смерти (в 46 лет) он работал в разных чинах в разных городах Германии, а в свободное время занимался музыкой и рисованием. Часто попытки его заработать на жизнь искусством приводили к бедности. Он был новатором, не очень угодным властям, т.к. раньше своих современников увидел страшные гримасы буржуазного мира, понял страшную и безликую силу денег, которая превращает человека в бездушный автомат.
Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудеса всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно- болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. Только две сказки Гофмана непосредственн о связаны с миром детства: «Чужое дитя» и «Щелкунчик и мышиный король».
Самая известная сказка-притча Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Она множество раз переиздана как за рубежом, так и в нашей стране.
Эта сказка отличается светлой, мажорной тональностью и блещет всеми красками неистощимой гофмановской фантазии. "Щелкунчик" увлекает читателя в мир детских фантазий, красивых игрушек и удивительных приключений. Маленькая Мари умеет видеть скрытую красоту вещей, умеет страстно мечтать и верить в чудеса. Благодаря этой вере, этой искренней убежденности ребенка в возможности невозможного исчезает граница между правдой и вымыслом. Другой персонаж "Щелкунчика" Дроссельмейер интересен тем, что имеет два облика: друг семьи и важный чиновник оказывается волшебником, благодаря которому сказка оживает.
Гофман сочинял "Щелкунчика" для детей своего друга Гитцига, но коснулся в этой сказке не только детских тем. Устремленность в высокие сферы духа, влечение ко всему чудесному и таинственному, что может встретиться или пригрезиться человеку, не помешали Гофману увидеть без прикрас реальную действительность его времени и средствами фантастики и гротеска отразить ее глубинные процессы. Прежде всего, в этой сказке обращает на себя внимание не сюжет, не его причудливость, а тончайший анализ психологии ребенка, осмыслению которого подчинено все остальное. Между прочим, в своих произведениях Гофман в чем-то предвосхитил открытия в области психоанализа З.Фрейда.
По этой сказке не раз снимали фильмы, ставили спектакли создавали мультфильмы. Е.Максимова и А.Васильев в «Щелкунчике» постановки Большого Но самым известным, и, пожалуй, самым эффектным использованием этой сказки стал балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» и первая постановка этого балета в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1892 году.
И по сей день - это одна из самых ярких и поражающих воображение постановок. Композитор долго искал подход к интерпретации сказки Э.Т.А.Гофмана. В результате музыка к балету «Щелкунчик» получилась намного богаче и сложнее других произведений Чайковского, написанных им именно для балета. В основу балета «Щелкунчик» был положен сценарий Мариуса Петипа, великого французского и российского театрального деятеля и балетмейстера.
Первым центром культуры в Кенигсберге XVIII века стал оперный театр, построенный в 1755 году – в год 500-летия Кенигсберга! Тогда в городе проживало всего 50 тысяч человек. Кёнигсбергская опера располагалась на Кройцплатц (сейчас этой площади, как и здания не существует). Еще один храм Мельпомены открылся в 1808 году на месте бывшей гарнизонной кирхи в Кенигсгартен. А в 1915 году в городе открылся новый драматический театр. Актеры стартовали с гофманского репертуара (в 1917 году Кенигсберг отметил 175-летие со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана). Горожане на ура шли на спектакли по произведениям знаменитого драматурга и сказочника. В августе 1944 года налёт британской авиации разрушил здание. После войны его восстановили, в нем и сейчас располагается калининградская «драма».
Очевидно, что числом города на протяжении всей его истории является чертова дюжина. Это подтверждают 13 фортов, защищающих Калининград, и куча иных мелочей. Он известен как центр оккультизма и разного рода мистических учений. В частности, знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, живший здесь, был величайшим мистиком своего времени. Уже с момента основания города в нем существовали тайные школы колдовства. Возможно, неспроста именно тут при Третьем Рейхе обосновалась лаборатория "Кенигсберг–13", собирающая подобные знания для практического применения. И по сей день подземелья, и подвалы города привлекают немало ученых, кладоискателей и просто любителей мистики.
Сквозь ржавые немецкие люки и музейные витрины взывает к калининградцам древний Кёнигсберг. Великий кёнигсбергский романтик Гофман родился зимой, в январе 1776 года, на Французской улице в столице Восточной Пруссии. Но родная улица Гофмана полностью разрушена доблестными британскими военными лётчиками, так что кварталы старого города покрыты дёрном, а дом, где родился писатель, обернулся расписанным камнем. Чем не очередной гофмановский зловещий сюжет.
Город как будто посмотрелся зачарованно в своё отражение в Замковом пруду и обернулся множеством уродливых, карикатурных, гротескных образов. Древний замок глянул в воду и предстал перед недоучившимися студентами и базарными торговками Домом советов. Остров Кнайпхоф был некогда заселён тысячами горожан. Что с ним? Он обезлюдел, отразившись в водной ряби пруда: странные статуи из городского парка заняли место любивших друг друга людей, а стоявший десятилетия без крыши храм теперь становится музеем, наполненным мёртвыми экспонатами.
Знаменитые кёнигсбергские мосты слились в шумную эстакаду, а новый мост - знак эпохи - упирается одним концом в жилой дом, другим - в бесконечность. В бирже поныне играют спектакли, в кирхе располагался спортзал, и лишь только здание тайной полиции сохранило профиль своих владельцев. Кант на постаменте - двойник, а оригинал прячется где-то в подземельях. Кажется, что город был заколдован какой-то феей из числа дальних родственниц Гофмана, и пока мы не узнаем волшебных слов, мы не расколдуем его.
Памятник Гофману в Бамберге
Литература Сафрански Р. « Гофман », Москва, 2005 г. Иванов Г. В., Калюжная Л. С., Москва, 2005 г. Интернет - ресурсы