Подготовила учитель русского языка и литературы Байко В. В.
«Юшка»
самопо жертвов ание Добро та Сме лость и чест ность Вера в людей Любовь к людям
Юшка и дети. Встреча Юшки с прохожим. Отношение взрослых к Юшке. Юшка и дети. Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы: 1.Что влечёт детей к Юшке? 2.Как Юшка отвечает на их жестокость? 3.Обижается ли он на них? Отношение взрослых к Юшке. Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы: 1.Почему взрослые обижают Юшку? 2.Чем отвечает им Юшка? Встреча Юшки с прохожим. Найдите в тексте кульминационный эпизод - встреча Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда?
«Дети бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину, и не погонится за ними, как делают это большие люди» Зло для детей – проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу
« Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью» «Важно видеть во взрослых детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок» (из записных книжек Платонова)
«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». «В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». Только находясь наедине с природой он был счастлив.
«Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: -Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя… Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь» Некоторым людям недоступны такие элементарные чувства, как сострадание, доброта
Любовь к ближнему ЖИЗНЬ Любовь ко всему живому ? ? Доброта сердца Сострадание, сочувствие
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня Начнем с себя! Научимся людей любить, По нравственным законам жить. А чтобы поняли тебя – Начни с себя !
Развёрнутый письменный ответ на основе рассказа А.Платонова «Юшка» Нужны ли в современном мире сочувствие и сострадание
Спасибо за урок.