Выполнила педагог-психолог МБОУ « СОШ 2 имени Короленко В.Г.» Яшина Н.И.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы реализовать себя в дальнейшем. Возрастные особенности личности подростка выступают в форме индивидуальных вариантов а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности в конкретных людях. Один из характернейших моментов развития современных старшеклассников состоит в крайней его неравномерности, неодновременности и такого рода ситуация оказывает влияние на его поведение и психику.
Экзаменов боится любой школьник. Еще больше страхов возникло с введением ГИА и ЕГЭ. Стрессовое состояние мешает ученику запомнить большой объем материала и собраться с мыслями в самый ответственный момент. И бывает обидно, когда из-за волнения не удается вспомнить ответ на вопрос, который «точно учил». Программа тренинговых занятий для старшеклассников поможет снизить беспокойство и тревогу, научит грамотно распределять время на подготовку, чтобы не пришлось зубрить в последнюю ночь перед экзаменом.
Игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения
-развитие у учащихся социальных и коммуникативных умений ; - формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции» подростка, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности
Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них детей. Гораздо полезнее научить школьников их преодолевать, то есть осуществлять профилактическую работу. В жизни современного подростка немало стрессогенных факторов : опросы, контрольные работы, различные ситуации проверки знаний и главные школьные испытания – экзамены. Занятия посвящены профилактике стресса. Цели: формирование у подростков представления о стрессе и его влияние на психологическое здоровье человека; актуализация способов поведения в стрессовых ситуациях. Задачи: выработать оптимальные стратегии поведения в стрессовых ситуациях; ознакомиться с основными способами преодоления стресса; изучить основные виды и признаки стресса
Формирование навыков стрессоустойчивости, возможности противостоять предстоящим трудностям, способности выборочно применять стратегии в зависимости от требований ситуации; - совместная деятельность со значимыми взрослыми; - формирование и развитие « я- концепции », самооценки как основного регулятора поведения и деятельности ; - воспитание ответственности у подростков.
Чтобы помочь подростку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность и, прежде всего, усиливать ответственнос ть как сущностную характеристику личности.