СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» «Создание условий для успешной адаптации и социализации в обществе учащихся «группы риска» через систему координации деятельности субъектов образования и социума».
Цель: Изучение социально - педагогических условий необходимых для создания целостной системы социально - педагогической деятельности позволяющей вести целенаправленную работу по профилактике нарушений социального развития и оказания своевременной помощи дезаадаптированным учащимся в условиях образовательного учреждения. Задачи: содействовать получению дополнительного образования; создавать благоприятную микросреду и морально психологический климат для учащихся, способствовать развитию конструктивного общения; своевременно оказывать социально – педагогическую, социально – правовую помощь, поддержку несовершеннолетним.
Социально-педагогическая деятельность и воспитание школьников «Каждый человек – это книга, надо только суметь прочитать её». «Не для школы, а для жизни мы учимся» Античный афоризм
К «группе риска» можно отнести. - учащиеся состоящие на учёте в ОПДН; -учащиеся состоящие на ВШК; -учащиеся из СОП; -учащиеся состоящие на учёте КДН и ЗП; -учащиеся из приёмных и опекаемых семей; -учащиеся из неполных,малообеспеченных и многодетных семей.
Учащиеся "группы риска" это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны семьи, педагогов и других специалистов.
Этапы работы с учениками «группы риска». 1 этап. Изучение причин, способствующих дезадаптации личности ученика. 2 этап. Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка. 3 этап. Формирование законопослушного поведения. Формирование доверительных отношений.
Социально – педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» 1. Информационно-диагностический блок. 2.Аналитико-прогностический блок. 3. Организационно-функциональный блок.
Информационно-диагностический блок Сбор и накапливание информации. Создание банка данных.
Аналитико-прогностический блок Анализ школьной среды. Выявление возможностей, которыми она располагает для удовлетворения потребностей или социального развития учащегося. Требования, которые она предъявляет к социальным возможностям и уровню развития.
Организационно-функциональный блок Ряд скоординированных действий специалистов разных уровней. Разработку, внедрение и выбор спланированных мероприятий, которые рассматриваются как успешные условия социализации. Приведение условий в систему работы с максимальным результатом.
мониторинговое исследование сопровождения учащихся «группы 1.Аналитический этап. * заполнение сводных таблиц и * подготовка информации к педагогическому совету, совету профилактики с участием специалистов: социального педагога, психолога. Цель работы консилиума: познакомить педагогический коллектив с индивидуальными особенностями каждого учащегося «группы риска» и группы в целом. 2 Коррекционно - реабилитационный этап. * заседание совета специалистов по разработке рекомендаций каждому учащемуся «группы риска», * планирование и отработка коррекционных мероприятий, 3 Посткоррекционный (постреабилитационный) этап. * индивидуальные консультации с детьми, подростками и членами их семей по результатам работы. * наблюдение за учащимся. * снятие с учёта учащихся «группы риска».
Социальная карта семей Категория семьи Всего обучающихся многодетные малообеспеченные неполные неблагополучные7653 опекаемых приёмные ОПДН10963 состоящие на учете в КДН состоящих на ВШК дети инвалиды
Диагностика учащихся «группы риска» 1. Подготовительный этап: * подбор диагностического инструментария, * сбор информации, * собеседование с педагогами, представление информации по учащимся «группы риска», * постановка на внутри школьный учёт 2. Диагностический этап. * изучение самочувствия, эмоционального фона учащихся в школе, * сбор информации по системе рейтинговой оценки в процессе обучения (уровень воспитанности, отношение к учению, школьная успешность).
Результаты диагностики обучающихся «группы риска» 3% обучающихся с асоциальным поведением; 4% обучающихся совершили правонарушения; 15 % обучающихся подростков «группы риска» испытывают серьёзные трудности перед совокупностью учебно – познавательных задач и отсутствием способов их преодоления; 10% подростков имеют заниженную самооценка, нет ответственности, самостоятельности, самоанализа своих поступков; 35% подростков не сформирована положительная мотивация к учению, общению как основному виду деятельности; 23% обучающихся низкая культура общения, присутствовала допустимость некорректных форм проявлений в адрес сверстников и педагогов; 10% обучающихся имеют растерянность в конфликтных ситуациях, неумение найти правильное решений и поведение с оппонентом
Адресная помощь обучающимся «группы риска» Многодетн ые малообеспеч енные Приёмные опекаемые неблагопо лучные Семьи СОП Состоящие ОПДН ВШК Консультации Всего: Индивидуально- профилактические беседы Всего: Материальная помощь Всего: Посещение квартир Всего: Профилактика правонарушений Всего: Летняя оздоровительная компания Всего:
Взаимодействии со специалистами учреждений разных ведомств 1тап: выбор специалистов учреждений разных ведомств 2этап: разработка совместных планов деятельности, составление единого пространства взаимодействия специалистов (планы работы) 3 этап: выстраивание взаимоотношений со специалистами учреждений
Работа с родителями Просветительское направление: -индивидуальные консультации; -педагогическая диагностика воспитательных возможностей и потенциала семьи. Практическое направление: -педагогическое обучение родителей, через интерактивные методы взаимодействия (дискуссия, анализ ситуации, круглый стол и т.п
Деятельность социального педагога строилась на следующих составляющих Необвинительность. Индивидуальный подход. Плотный систематический контакт с подростком, семьёй. Доверительные отношения. Уважение норм и ценностей всех субъектов сопровождения. Ориентация на развитие позитивного потенциала подростка, семьи. Гибкое привлечение широкого спектра методов в работе специалистов
Использовала методики опросник А.Е.Личко; опросник Шмишека; диагностика межличностных отношений Т.Лири; шкала самооценки
Оценка результатов деятельности социального педагога в школе * обучающиеся «группы риска» приобрели новые социальные навыки; * педагогические работники обобщили опыт родителей и собственный педагогический; *результатом взаимодействия являлась успешная социализация всех участников педагогического и воспитательного процессов
Тенденции: в уч.году осуществлять помощь обучающимся «группы риска» в учебной деятельности, содействовать получению дополнительного образования; осуществлять социально – педагогическую поддержку обучающимся «группы риска», содействовать их благополучному развитию и поиску решения поставленных задач
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего ее заслуживает… (Э.Бомбек)