ПОРТФОЛИО Печникова Г.В – зам.директора по УВР МОУ СОШ 9 им. А.С.Пушкина
Для одних детей отметка Баба Яга, а для других – добрая Фея. (Ш.А. Амонашвили) С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Изменения, произошедшие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Проблема Общепринятая отметочная система выполняет функцию внешнего контроля успешности ребёнка со стороны учителя. Она не предполагает оценивания собственных действий учеником, затрудняет инидивидуализацию обучения, является малоинформативной.
Цель портфолио Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени
Задачи портфолио поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; содействовать индивидуализации образования школьников; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Задачи портфолио приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Выделяют три составляющих портфолио Оценочная Инструментальная Рефлексивная
Структура портфолио РазделыКак называются страницы в Портфолио 1. Диагностика личностиМой портрет. Это я! Я о себе … Всё обо мне. Моя семья. 2. Диагностика успеховПо лестнице знаний. Мои достижения. 3. Социальная жизньМоя школьная жизнь. 4. Самооценка личностиЯ познаю мир. Какой я? Я о себе … 5. Детское творчествоМои «шедеврики»
Ученики младших классов не смогут обойтись без помощи родителей и учителя. Но помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность.
Таким образом, ребенок сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а также формировать личное отношение к полученным результатам.
Портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Заключение Мы делаем первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако отмечаем возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и их родителей, т.к. портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители». Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
Используемая литература 1. Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария, Матвиевская Е.Г. Интернет-журнал "Эйдос" сентября Портфолио» как технология обучения, Образовательная технология «Портфолио» К.В.Сапегин, журнал «Директор сельской школы»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ