Главный тезис деятельностного подхода к обучению: «Научить учиться» Такой подход в обучении предполагает, что: 1) знания приобретаются и проявляются только в деятельности; 2) за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
учебные (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки); личностные (выражающие изменения личностных качеств ребенка).
1) учебно-управленческие умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися: определять цели и задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять наиболее рациональную последовательность действий по реализации поставленных целей и задач (планировать свою деятельность); владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики задачи; самостоятельно оценивать свою деятельность посредством сравнения с деятельностью других детей, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормативами или требованиями; оценивать деятельность других обучающихся посредством сравнения ; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины; вносить необходимые изменения в содержание и объем работы, в последовательность и время ее выполнения; умение организовать свое рабочее (учебное) место; навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; умение аккуратно выполнять работу и др.
2)учебно-информационные умения обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач: 3)учебно-логические умения обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач
1) организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося (терпение, воля, самоконтроль); 2) ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка (самооценка, интерес к занятиям в детском объединении); 3) поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе (конфликтность, тип сотрудничества)
Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Реализация деятельностного подхода – это стержень федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования.
Обязательный минимум определяет возможность получения разнообразных знаний-умений-навыков обучающимся. Требования к уровню подготовки обучающихся устанавливают тот объем содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником. Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: они проверяют, прежде всего, сформированность умений и навыков физической культуры, способность детей применять их в самостоятельной деятельности.
основы истории развития физической культуры; особенности развития избранного вида спорта; педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств; особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития; возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и самомассажа; занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по виду спорта.
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений. Составлять: индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
результаты обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических знаний в области физической культуры, а также приобретение умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей; многообразие средств, методов и методических приемов обучения; вариативновность выполнения физических упражнений. разнообразие физических упражнений; разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей; прикладной характер ФК; проектирование процесса индивидуальных программ оздоровления, спортивного и физического совершенствования.