Программа формирования универсальных учебных действий 1) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; 2) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; 3) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; 4) типовые задачи формирования универсальных учебных действий; 5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 1) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; 2) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; 3) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; 4) типовые задачи формирования универсальных учебных действий; 5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Ценностные ориентиры начального общего образования формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Ценностные ориентиры начального общего образования формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Ценностные ориентиры начального общего образования развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
Ценностные ориентиры начального общего образования развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Ценностные ориентиры начального общего образования развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий: СамоопределениеСмыслообразование Нравственно–этическая ориентация Личностное Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Личностный моральный выбор Профессиональное Жизненное
Регулятивные универсальные учебные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия ОбщеучебныеЛогические учебные действия Постановка и решение проблемы Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Структурирование знаний. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Подведение под понятие, выведение следствий. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов «Русский язык» Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей - работа с текстом. Развитие знаково- символических действий замещения (звук- буквой), моделирования (состава слова - схема) и преобразования модели (видоизменения слова). Условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка. Успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов «Литературное чтение» Формирование всех видов универсальных учебных действий Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально- действенной идентификации. Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан. Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев. Нравственно- этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов « Технология» Личностные универсальные учебные действия Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека. Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности. Формирование мотивации успеха и достижений. Творческой самореализации. Ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. Общеучебные универсальные учебные действия Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей). Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание.Планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач). Прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия). Контроль.Коррекция.Оценка.
Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса 1. Отбор и реализация учебно-методического комплекса. 2. Переход от совместного выполнения действия и сорегуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции (технологии). 3. Организации форм совместной деятельности и учебного сотрудничества. 1. Отбор и реализация учебно-методического комплекса. 2. Переход от совместного выполнения действия и сорегуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции (технологии). 3. Организации форм совместной деятельности и учебного сотрудничества.
Готовность учителя к использованию универсальных учебных действий - владение содержанием каждого из универсальных учебных действий и связей между ними; - умение выбирать универсальные учебные действия в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; - способность организовывать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий, включая: 1) выделение объективных условий правильного выполнения универсальных учебных действий; 2) планирование качества выполнения универсальных учебных действий (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления. - владение содержанием каждого из универсальных учебных действий и связей между ними; - умение выбирать универсальные учебные действия в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; - способность организовывать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий, включая: 1) выделение объективных условий правильного выполнения универсальных учебных действий; 2) планирование качества выполнения универсальных учебных действий (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); 3) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию: УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения в первом классе Личностные действия - самоопределение, смыслообразование Внутренняя позиция школьникаАдекватная мотивация учебной деятельности Познавательные действия - классификация, сериация; коммуникативные действия - умение вступать в коопера-цию, соотносить позиции партнеров и собственную Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии. Понятие сохранения (на примере дискретного множества). Предпосылки формирования числа как условие освоения математики. Познавательные и знаково- символические действия Дифференциация планов символ/знак и означаемого. Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности. Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов. Регулятивные действия: - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца- продукта действия; - ориентация на образец и правило выполнения действия; - контроль и коррекция; -оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО) Коммуникативные действияКоммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования: УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения в первом классе Личностные действия: -смыслообразование -самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка. Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные, регулятивные действия Внутренний план действия. Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.