Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г
Технология проблемно - диалогического обучения Технология постановки учебной проблемы Как тема урока Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новые знания. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия: 1)Создание проблемной ситуации ( с удивлением или затруднением). 2)Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации. (Отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречия). 3)Побуждение к формулированию учебной проблемы. (Какова будет тема урока?) 4)Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Используются разные типы вопросов и заданий: Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу). Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приемом Два мотивирующих приема: 1.«Яркое пятно». (Могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента и наглядности ). 2.«Актуальность». (Смысл значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого).
Технология поиска решения учебной проблемы Существуют две основные возможности обеспечить «открытие» нового знания: 1) Побуждающий к гипотезам диалог Побуждение к выдвижению гипотез Принятие выдвигаемых учениками гипотез Побуждение к проверки гипотез Принятие предлагаемых учениками проверок 2) Подводящий к знанию диалог. (Подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог )
Технология продуктивного чтения Суть состоит в том, что эта технология представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения текста (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
Три этапа работы с текстом Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения 1)Чтение про себя 2)Чтение вслух с комментариями 3)Уточняющий вопрос на понимание в целом 4)Аналогичная работа со следующим фрагментом текста 5)Беседа по содержанию текста в целом 6)Выразительное чтение теста Работа с текстом после чтения Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Цель – достижение понимания на уровне смысла. 1)Проблемный вопрос к тексту в целом 2)Дополнительные сведения учителя 3)Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации 4)Выполнение творческих заданий
Технология оценивания Цели: 1)Отразить на этапе контроля развивающие принципы «Школа 2100». 2)Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил). 3)Создать личностно ориентированную технологию оценивания сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания.
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм.за учебный модуль
Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА Правило 2. Самооценка Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК Правило 4: ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ. Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи Правило 6: Оценка и отметка определяются по уровням успешности Правило 7. Итоговая оценка и отметка
Проектная деятельность Проект – это комплекс взаимосвязанных действий,предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1)направлены на достижение конкретных целей; 2)включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3)имеют ограниченную протяженность во времени, с определённым началом и концом; 4)в определённой степени неповторимы и уникальны.