Задачи и механизмы учета региональных особенностей в государственной политике в сфере дополнительного образования детей. «Карта региональных систем дополнительного образования» Косарецкий Сергей Геннадьевич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования Высшая школа экономики, Москва,
Общее число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ
Средняя стоимость оказания единицы государственной (услуги) дополнительного образования
Доля детей, занимающихся техническими видами деятельности от общего числа учащихся в учреждениях дополнительного образования
Доля детей, занимающихся спортом и искусством от общего числа учащихся в учреждениях дополнительного образования
Регионализация систем ДОД Характеристики регионаОсобенности систем ДОД Показатели экономического развития Возможности бюджетного финансирования (в т.ч. решения задачи повышения заработной платы, развития инфраструктуры), развитие ЧГП и корпоративного сектора Д Показатели урбанизации и расселения Организация сети, модели доступности Демографические показатели (рождаемость, дети по возрастам, миграционный приток) Модели охвата, потребности в финансировании, масштаб и структура сети, состав программ по возрастам и адресным группам Уровень образования населения Состав программ Структура сети Развитие негосударственного сектора Система информационной поддержки (навигации) 8
Доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет 9
Доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет, % 10
Характеристики регионаОсобенности систем ДОД Доходы населенияСостав программ Развитие негосударственного сектора Инструменты адресной поддержки социально-уязвимых групп Климатические условияРасходы на строительство и эксплуатацию зданий Структура экономики, профессионального образования Модели профориентации Состав программ Социокультурные особенности и традиции (уклад) региона Состав программ Потенциал вузов, школ, организаций культуры в организации ДО Структура сети, кадры Потенциал вузов в подготовке кадров Кадры 11
Регионализация систем ДОД Характеристики регионаОсобенности систем ДОД Доходы населенияСостав программ Развитие негосударственного сектора Инструменты адресной поддержки социально-уязвимых групп Климатические условияРасходы на строительство и эксплуатацию зданий Структура экономики, профессионального образования Модели профориентации Доходы населенияСостав программ Развитие негосударственного сектора Инструменты адресной поддержки социально-уязвимых групп 12
Механизмы учета Постановление от 2013 г. no__ о порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования и дополнительного образования детей : единая субсидия для всех и «про все» 13
Механизмы учета: основания для расчета объема поддержки Постановление от 2013 г. no__ о порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования и дополнительного образования детей Численность детей 5-18 лет Прирост получающих услугу (город/село) Уровень расчетной бюджетной обеспеченности …………………………………………………..? 14
Механизмы учета: унификация показателей и значений достижение 65-процентного показателя охвата детей в возрасте 5-18 лет программами ДО доведение удельного веса численности руководителей и педагогов ОДО, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей и педагогов ОДО, до значения 100 процентов к 2016 году достижение 100-процентного показателя удельного веса ОДО, имеющих лабораторную, экспериментально–исследовательскую, компьютерную и технологическую базу для реализации современных программ научно- исследовательской…….., в общей численности организаций дополнительного образования, реализующих программы данной направленности наличие ресурсного центра по развитию дополнительного образования в субъекте Российской Федерации. ………………………………………………………? 15
Инструменты федеральной поддержки одновременное включение регионов VS пилотные регионы с поэтапным расширением проекты, нацеленные на отдельные кластеры регионов (регионы-лидеры, регионы в сложном социальном контексте и др.) вариативные модели реализации приоритетов для разных кластеров регионов, в т.ч. предложенные самими регионами различные значения целевых показателей, «коридор» значений, показатели прогресса («добавленной стоимости») вариативные модели финансирования программ и проектов для разных кластеров регионов 16
Инструменты федеральной поддержки Выравнивающие субсидии - помощь тем, кому не хватает средств – «в обмен на обязательства» - на основе заявки и аудита Катализирующие субсидии на конкурсной основе - институциональная модернизация, повышение эффективности - на основе экспертизы проекта- программы, НПА «Премирующие» субсидии - стимулирование тех, кто достигает высоких показателей - «по результатам», на основе мониторинга Субсидии на конкурсной основе на распространение лучшего опыта, инноваций – на основе экспертизы опыта, программ 17
Инструменты федеральной поддержки Поддержка сетевых межрегиональных проектов (профильные смены, конкурсы, обмены учащимися и педагогами и др.) Создание межрегиональных (окружных) ресурсных центров (каникулярный отдых, дистанционное образование и др.) Конкурсы программ для тиражирования 18
Карта региональных образовательных систем ДОД Информационно-аналитическая база: 1) банк первичных данных 2) банк аналитических материалов (профили, рейтинги, рэнкинги) 3) индивидуальные портреты 4) банк лучших практик