МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Морозова Галина Владимировна
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Цели проектов: формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие психических процессов; развитие личности младшего школьника; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Учебный проект позволяет учить: Проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания информационного поля; Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том и нетиповых, ситуациях; Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
0бщеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно- исследовательской деятельности 1. Рефлексивные умения 2. Поисковые (исследовательские) умения. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве. 5. Менеджерские умения и навыки. 6.Коммуникативные умения. 7.Презентационные умения и навыки.
Функции творческих проектов: Развивающая развитие творческих способностей (восприятия, внимания, воображания, памяти, мышления, речи) Познавательная – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения. Воспитывающая – становление положительных морально-волевых качеств личности ребёнка: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.
Структура проектной деятельности Подготовительный (исследовательский) этап Технологический этап Заключительный этап.
Типология проектов По количеству участников: Личностные и парные По продолжительности Краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные По типу деятельности Творческий, исследовательский, ролево- игровой, практико-ориентированный, информационный По количеству предметов Монопроект и межпредметный проект.
Критерии оценки проектно - исследовательской деятельности: Осознанность в определении проблемы выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. Качество изделия, его оригинальность. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. Качество и полнота в оформлении записей.
«Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца» Дмитрий Лихачёв