Дыхательная гимнастика Подготовила учитель логопед Жаркова В.В. г.Дзержинск
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого- нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Типы дыхания нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхатель ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя); среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается); верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть); смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Роль дыхания Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой простудных заболеваний; - способствует регуляции теплового режима организма. Правильное речевое дыхание: - способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса; - является залогом правильного звукопроизношения.
Преимущество дыхательной гимнастики 1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание особенно. 2. Дыхательная гимнастика отличная профилактика болезней. 3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная в работу включаются все мышцы. 4. Гимнастика доступна всем людям. 5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих. 6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается. 7.Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке. 8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики -выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; - заниматься до еды; - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Дышим тихо, спокойно и плавно Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Воздушный шар в грудной клетке Цель : учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. --Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. --На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер
Воздушный шар поднимается вверх Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание) Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Радуга, обними меня Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. -Исходное положение - стоя или в движении. -Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. -Задержать дыхание на 3-4 секунд. -Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Ежик Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой» -Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. -Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа. -Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). -Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Ушки Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Насос -Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. -Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). -Выдох произвольный. Повторить 3-б раз.
Инопланетяне Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры. Исходное положение раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д. -Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку. -Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие. -Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)». -Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Такие упражнения можно использовать в физкультминутках, на зарядке, уроках пения, физкультуры, ритмики. Количество дыхательных упражнений в базовом комплексе можно уменьшить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
«Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело…» Гиппократ