Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и сохранением и укреплением здоровья участников образовательного процесса. Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики
Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе. Создание собственного проекта школы, содействующей здоровью. Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
и а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Определение Всемирной организации здравоохранения
1.Благоприятное социальное окружение; 2. Духовно-нравственное благополучие; 3.Оптимальный двигательный режим (культура движений); 4.Закаливание организма; 5.Рациональное питание; 6.Личная гигиена; 7.Отказ от вредных пристрастий 8.Положительные эмоции.
Всего учащихся 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья 4 группа здоровья Всего учащихся основнаяподготовитель- ная специальнаяосводожде- ние
Физическое здоровье учеников 1 группа здоровья (полностью здоровы) 40% 2 группа здоровья (частично здоровы) 47 % 3 группа здоровья (хронические заболевания) 11 % Заболевания органов дыхания 40% Ослабленное зрение 35% Заболевания органов пищеварения 10 % Ожирение О,7% 4 группа здоровья (хронические заболевания )0,5 %
Физическое здоровье учеников
Психологическое здоровье детей Хроническое переутомлени е Компенсируемое состояние усталости Оптимальна я работоспо- собность Перевозбуж- дение 5 кл. 2%37%55%6% 9 кл. 5%25%65%5% кл. 7%15%70%8% всего 14%24%66%6%
Работа проблемных групп
Школьный урок и здоровье учащихся Здоровьесберегающая организация образовательного процесса Формирование культуры здоровья ученика Здоровье учителя
«Школьный урок и здоровье учащихся» 12
1. Школьный урок и здоровье учащихся Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях Использование физкультурных пауз на уроках Учет периодов работоспособности детей на уроках Наличие эмоциональных разрядок на уроках Чередование позы с учетом видов деятельности
«Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
2. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса Объем учебной нагрузки Рациональное расписание учебных занятий Нагрузка от дополнительных занятий в школе Занятия активно- двигательного характера Рациональная организация общего режима дня школьника Показатели рациональной организации учебного процесса
Направления для укрепления здоровья обучающихся Профилактика и оздоровление Образовательный процесс Информационно- консультативная работа Формирование культуры здоровья учащихся Регулярное прохождение диспансеризации. Утренняя общешкольная зарядка. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированно е питание. Физкультурно- оздоровительная работа. Использование здоровьесберегаю щих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарно й интеграции. Рациональное расписание. Дополнительные диагностические мероприятия. Информационны е стенды. Консультации врачей- специалистов и психологов. Самоуправление. Проведение мониторинга. Использование СМИ (школьная газета, сайт школы, листовки). Пропагандирован ие здорового образа жизни при изучении школьного материала.
Направления для укрепления здоровья учителей и сотрудников школы Профилактические мероприятия Психотерапевтическая программа Информационно- консультативная работа Утренняя гимнастика. Лечебная физическая культура. Кабинет релаксации. Психологические тренинги. Индивидуальны е консультации. Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния. Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями. Тематические семинары и педагогические советы. Курсы повышения квалификации.
Направления для укрепления здоровья родителей Информационно- консультативная работа Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни Консультации врачей-специалистов Консультации и рекомендации школьной психологической службы
« Формирование культуры здоровья ученика»
3. Формирование культуры здоровья ученика Начальная школа Старшая школа Средняя школа создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья. создать условия для познания своих особенностей, понимания сущности здоровья и здорового образа жизни помочь выработать способность к самостоятельной организации здорового образа жизни и научиться управлять своим развитием
«Здоровье учителя» 12
4. Здоровье учителя Задержка дыхания на вдохе Предупреждение стресса Сильно сжать руки в кулаки Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации Медленно, с удовольствием потянуться Эмоционально- голосовые психотехники
«Социальное здоровье ученика» 12
5. Социальное здоровье ученика Позитивный тон взаимоотношений Опираться на лидеров в классе Повышать толерантность в общении между детьми Не оставлять без внимания эмоциональное состояние детей Внимательно наблюдать за отношениями между детьми
Разве здоровье не чудо?!