Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Наименование программы «Здоровье и дети»
Пояснительная записка. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младшего школьника представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального школьного общего образования.
Цель: создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Задачи: * сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; *научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; *научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье; *сформировать представление о правильном (здоровом) питании; *сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
*воспитывать потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; *сформировать стереотип правильной осанки и предупреждать нарушения опорно - двигательного аппарата и зрения; *дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, ПАВ и их пагубном влиянии на здоровье; *обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Ожидаемые результаты реализации программы: 1.Выпускник начальной школы имеет мотивацию к занятию физкультурой и спортом, сохранению своего здоровья; 2.Обладает первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены своего тела; 3.Умеет эмоционально разгружаться;
Перечень мероприятий в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1.Формирование у обучающихся установки на здоровое питание. Урочная: уроки- утренники на темы: «Бал витаминов», «В гостях у Айболита», «Королевство Зубной Щетки», беседа «Умеем ли мы правильно питаться?», «Ешь полезную и здоровую пищу», использование здоровьесберегающих технологий, предупреждение случаев травматизма; Сроки: систематически; Исполнители: учителя, библиотекарь; Работа с социальными партнерами: проведение мероприятий совместно с районной библиотекой и работниками столовой: конкурсы, викторины, литературные встречи Сроки: по плану; Исполнители: учителя, работники столовой; Работа с родителями: Беседы на темы: «Питание и здоровье», «Мы за здоровое питание», «Эстетика питания и здоровые привычки», проведение тематических мероприятий совместно с родителями;
2.Обеспечение оптимального двигательного режима для детей. Урочная: физкультминутки, ритмические перемены, прогулки на свежем воздухе (осень, весна), беседы и конкурсы на темы: «Сколько и как надо двигаться», «Как правильно ходить и как правильно бегать», «Правильная ли осанка у ребенка»; Сроки: систематически; Исполнители: учителя; Работа с родителями: Совместные спортивные мероприятия, просветительские родительские собрания; Сроки: по плану; Исполнители: Учителя, родители;
3.Обеспечение рекомендуемого врачами режима дня обучающихся. Урочная: уроки окружающего мира совместно с медицинским работником школы, беседа на классных часах о режиме дня «Рациональное распределение свободного времени», профилактика сохранности зрения, зубов, опорно - двигательного аппарата; Сроки: по плану; Исполнители: учителя, школьный фельдшер; врачи ЦРБ Работа с семьей: Родительские собрания на темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Закаливание организма», «Профилактика простудных заболеваний», анкетирования, беседы «Наследственность и здоровье»; Сроки : по плану; Исполнители: учителя, администрация, школьный фельдшер; Родительские собрания н
4. Формирование у обучающихся знания о факторах риска для здоров. Урочная: беседы на уроках окружающего мира, классных часах, уроках физкультуры на темы: «Взаимоотношения человека и окружающей среды», «Медицинская помощь и обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Правила безопасности дома, в школе, при игре»; Сроки: по плану; Исполнители: учителя, школьный фельдшер Внешкольная: посещение детской поликлиники, коррекционные занятия с детьми по итогам совместной работы психолога, логопеда и учителей; Сроки: по плану; Исполнители учителя, психолог, логопед;
5. Профилактика вовлечения учащихся в табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. Урочная: профилактические беседы о вреде курения, других вредных привычках, просмотр видиофильмов; Сроки: систематически; Исполнители: учителя, школьный фельдшер, специалисты ЦРБ, учитель химии; Внеурочная: Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни», ; Сроки: по плану; Исполнители: учителя;
6.Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья. Урочная: беседы на уроках (окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство) на темы: «Общение и уверенность в себе», «Личность и внутренние ресурсы человека», «Жизнедеятельность человека», ролевые игры; Сроки: систематически; Исполнители: учителя ; Внеурочная: Викторины и игры на темы: « Я и мир вокруг меня», «Навыки здорового образа жизни», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»,выставки «Будь здоров», «В здоровом теле –здоровый дух», тематические утренники, игра- марафон; Сроки: по плану; Исполнители: учителя;
7.Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения Внеурочная: Проводить инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей; Сроки: ежегодно; Исполнители: школьный фельдшер Урочная: Широко внедрять методы массовой профилактики нарушения зрения, во время занятий проводить комплекс упражнений для глаз; Классный час на тему: «Каким образом мы видим и как нужно заботиться о глазах». Сроки: систематически; Исполнители: учителя, администрация, школьный фельдшер;
Работа с родителями: Родительские собрания на тему: «Ребенок и компьютер», «Ребенок и телевизор», «Как правильно читать и писать?». Сроки: по плану; Исполнители: учителя;