Оценивание образовательных достижений учащихся ( психологический аспект) Педагог- психолог Елатенцева Л.Ю.
Оценивание - соотнесение с эталоном деятельность Потребности мотивы цели Знания умения навыки Действия усилия
оценивание Успех неуспех Локус контроля самооценка Уровень притязаний Самоуважение = притязания: успех
Оценка деятельности то насколько хорошо, правильно, успешно она выполняется или уже выполнена Деятельность оценивается в целом или ее отдельные элементы Особенно оценка важна в начале деятельности
Справедливость оценки зависит от того насколько точно на отражает реальный уровень наших знаний умений, усилий, мастерства и творчества Большое влияние на результаты деятельности оказывает какую оценку ожидает получить человек
Психологические особенности оценки Оценка должна быть результатом, а не целью деятельности(эмоциональное напряжение) Ориентация на дело или на успех в нем зависит от уверенности или неуверенности в своих силах (профи) Оценивание в доброжелательной обстановке поддерживает и минимизирует отрицательное восприятие оценки
Психологически безопасная образовательная среда Развитие, самовыражение Поддержка, принятие Безопасность, защищенность
Возрастные особенности восприятия оценки МладшиеМладшие школьникишкольникиМладшие подросткиподростки СтаршиеСтаршие подростки
МладшиеМладшие школьники- ведущая деятельность учебная оценка Самооценка формируется под влиянием учителя родителей Ярлыки, подчеркивание неудач развитие Страхи и тревожность, ощущение неудачи, ожидание неудачи Снижение самооценки, неуверенность,некомпетентность, неполноценность Самоуважение успешность Проблемы общения и взаимодействия Проблемы обучения и развития, здоровья
Младшие подростки- ведущая деятельность общениеподростки Значимость учебной деятельности ослабевает, снижается успеваемость Кто Я? Какой я? Каково мое место? Оценка взрослого напрямую не переносить ся на самооценку Социальны й статус Цель повышение статуса Система ценностей Формирова ние коллектива Сотрудниче ство с родителями
СтаршиеСтаршие подростки- самоопределение Дифферени рованное отношение к предметам Оценка референтной группы влияет на самооценку, доверительн ые личностные отношения Изменение отношения к предмету и учебной деятельнос ти
Время опроса (урок, триместр) На каком отрезке деятельности, Когда? Форма опроса Вид Как? Критерии Содержание и объем Что?
УчетУчет психологических особенностей учащихся Начало конец урока Объем задания Подготовка и предупреждение Фиксированное задание или поурочный балл На опережение или повторение По процессу, по итогу Публичность или интимность соревновательность или индивидуализация Бальная или суждение
Учет психологических особенностей учащихся Сформированность интеллектуальных операций и качеств личности влияющих на обучение ОУУН содержание
Учет психологических особенностей учащихся Письменно устно Индивидуально в группе У доски,с места Стандартное задание, творческое с ограничением времени и без С отметкой,без
Ресурсы и риски оценивания Повышение качества знаний Сотрудничество,доверие Безопасность Адекватная самооценка и уровень притязаний Развитие личности Самоуважение Компетентность конкурентноспособность Снижение качества знаний Нарушение дисциплины Неадекватная самооценка и уровень притязаний Потеря самоуважения Проблемы личностного роста Потеря здоровья некомпетентность
Принципы эффективного оценивания Критериальное Оценивание (ситуация определенности ) Позитивные суждения Признание права на ошибку Комментирование Я высказывания Создание перспективы
Принципы эффективного оценивания Развивать веру в успех (ситуация успеха) Подчеркивание улучшений и достижений каждого Признание трудности заданий Внимание к прошлым успехам Опора на сильные стороны учащегося Будущий успех
Опора на сильные стороны учащегося Обучение управлению собственной деятельностью Учет психологических особенностей Личностно – ориентированный подход Разнообразие форм объективность
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!