Честь и достоинство как важные ценности человека. Внеклассное мероприятие в 8 а классе МОУ СОШ 15 Учитель истории и обществознания: Салыкина Елена Анатольевна. 2 декабря 2009 год.
Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.
Задачи : Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, формируя способность сопротивляться пошлости и жестокости; Воспитание достоинства и самодостаточности; Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения.
Упражнение «Я горжусь…» Если вы закончите три нижеприведенные предложения, вы узнаете больше про свои положительные черты и преимущества. Итак, пишите о себе, но пишите правду. Я горжусь тем, что……….
Упражнение «Моё мнение.» Нарисуйте две вещи, которые, по вашему мнению, вы делаете хорошо. Опишите ваш самый большой успех в жизни. Какого успеха вы хотели бы достичь в жизни. Нарисуйте место, которое является для вас идеальным домом «для души» или такое, где вы психологически чувствуете себя как дома. Напишите трех людей, сильнее всего повлиявших на вашу жизнь. Напишите три слова, которые вы бы хотели услышать. По завершении выполнения представьте свою работу перед классом.
Что же такое честь и достоинство? Достоинство – положительное качество. Совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе. («Словарь русского языка» -С.И.Ожегов). Таким образом, достоинство – это ценность каждого человека как личности. Оно основано на внутренней самооценке личности.
Честь – это конкретное положение человека в обществе, связанное с его репутацией (отношением к нему окружающих)
Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину. Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство
Игра «Трусливые и смелые мысли» Инструкция: Получив карточку с ситуацией, обсудите ее и составьте два списка: 1. «трусливые мыслишки» 2. «смелые мысли» Затем поделитесь ими с другими
Ситуации: 1. Вы нечаянно сломали компьютер в кабинете информатики. Никто этого не видел. Учитель подозревает вашего товарища. –Как поступить? 2. У вас с приятелем не хватило денег на две порции мороженного. Продавец по рассеянности сдал лишние деньги. Теперь вы можете купить еще одну порцию. – Как поступить: вернуть деньги или спокойно есть мороженное? 3. Вы видите, как ваши одноклассники систематически обижают малышей, но вы молча проходите мимо, не желая портить отношения. Но совесть не оставляет вас в покое. – Как вы поступите в следующий раз?
Недостатки человека. Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в чем- нибудь. ( «Словарь русского языка» -С.И.Ожегов).
Преступления против чести и достоинства 1. Клевета ст. 129 УК РФ 2. Оскорбление ст. 130 УК РФ 3. Хулиганство ст. 213 УК РФ Сравните два деяния- оскорбление и клевету. Объясните, что их различает и что делает похожими.
Еще древнегреческий мудрец Геродот писал : « Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое : тот, кто распространяет ее и тот, кто ей верит ».
Почему достоинство отдельного человека является благом всего общества и государства? Потому что защищая свое достоинство, человек должен поступать в соответствии со своей совестью, честью и в ладах с законом.
Рефлексия: Создание плаката Человек это…
Запомни: Учиться быть человеком- это значит духовно развивать себя, овладевать знаниями, нравственными качествами, эстетической культурой, глубокой верой и сильной волей.