Анализ влияния динамики космического аппарата на характеристики алгоритмов обработки изображений системы технического зрения проекта Фобос-Грунт Гришин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка влияния конструктивных и динамических факторов на точность измерения высоты в системе технического зрения проекта Фобос-Грунт Гришин В. А. Учреждение.
Advertisements

Вводное слово Работы по проекту «Фобос-Грунт» Э.Л. Аким Доклад на мемориальном заседании, посвященном памяти Д.Е. Охоцимского.
Отработка алгоритма автономного выбора места посадки КА «Фобос- Грунт» по телевизионным изображениям Б.С. Жуков, С.Б. Жуков Институт космических исследований.
ЗАДАЧИ БОРТОВОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСАДКЕ НА ФОБОС Г.А. Аванесов, Б.С. Жуков, Е.Б. Краснопевцева, А.А.
XXXIV Академические Чтения по Космонавтике им.С.П.Королёва Д.С. Иванов (Московский физико-технический институт) С.О. Карпенко (ИТЦ «СканЭкс») М.Ю. Овчинников.
В. А. ГРИШИН Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина.
Результаты моделирования триангуляционного способа определения дальности с применением двух и трёх станций ОАО «Центральное конструкторское бюро автоматики»,
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ Международная лаборатория «Сенсорика», ИПМ им.М.В.Келдыша РАН Андреев Виктор Павлович, к.ф.-м.н. Коррекция геометрического.
Голиков Алексей Роальдович 1) Тучин Андрей Георгиевич 1) XXXVIII Академические Чтения по Космонавтике, 29 января 2014 г. 1) Институт прикладной математики.
НИР по секции «солнечно-земные связи» Заседание Совета РАН по космосу 3 июля 2014 г. Докладчик чл.-к. РАН А.А. Петрукович (п.2.5 повестки дня)
Повышение точности координатной привязки лесных и техногенных пожаров, наблюдаемых с высокоорбитальных КА, с использованием реперных отметок.
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
Аникин В.А., Ким Н.В., Носков В.П., Рубцов И.В. ОАО КАМОВ Москва, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана 2010 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ.
С.Трофимов (МФТИ) Д.Иванов (МФТИ, ИПМ им. Келдыша РАН) Д.Биндель (ZARM, Бремен) Алгоритм определения относительного положения и ориентации макетов наноспутников.
1 Двенадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИДЕОМАРКЕРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Программный комплекс визуализации для системы SPICE Ледков А.А., Аббакумов А.С., Назаров В.Н. Институт Космических Исследований Российской Академии Наук.
Модель колеса © Медведев Л.Н.. Общая схема процесса компьютерного математического моделирования Определение целей моделирования Огрубление объекта (процесса)
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
1 Дисциплина специализации 2 Управление движением и стабилизация КА и ЛА Симоньянц Р.П., 11 семестр, уч. г. 1.Варианты задач А. Не все выходные.
Система Обработки Телевизионной Информации Опыт создания системы локальной видеонавигации для подводных аппаратов.
Транксрипт:

Анализ влияния динамики космического аппарата на характеристики алгоритмов обработки изображений системы технического зрения проекта Фобос-Грунт Гришин В. А. Институт космических исследований РАН марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ

Общее описание проекта Задачи проекта: 1.Полет до Марса. 2.Детальная съемка поверхности Фобоса. 3.Уточнение места посадки. 4.Выполнение посадки. 5.Взятие проб с поверхности. 6.Проведение ряда исследований. 7.Старт и возвращение проб на Землю марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 1

Телевизионная система навигации и наблюдения (ТСНН) Состав ТСНН. 1.Две узкоугольные телевизионные камеры (f=500 mm) 2.Две широкоугольные телевизионные камеры (f=18 mm) Функции ТСНН. 1. Проведение съемки Марса и Фобоса. 2. Ведение съемки в процессе посадки. Съемка высокого разрешения ( ). Репортажная съемка ( ). 3. Информационная поддержка процесса посадки. Выбор места посадки. Измерение высоты. Измерение относительной скорости марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 2

Влияние динамики КА на процесс измерений марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 3

Исходные данные для моделирования марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ Баллистическая информация. 1.Вариант схода с КСО с упреждением прохождения траверза точки посадки (ttp-h.txt ) - ИПМ им. М. В. Келдыша; 2.Вариант схода с КСО при прохождении траверза точки посадки (ttp-v.txt ) - ИПМ им. М. В. Келдыша; 3.Сценарий посадки НПО им. С. А. Лавочкина (быстрый вариант). Координаты точки посадки: 5 с.ш., 235 долготы. Модели поверхности Фобоса: 1. Трехосный эллипсоид с осями 13.0, 11.4 и 9.2 км. 2. Модель ГЕОХИ поверхности Фобоса с шагом 2 на 2. Для моделирования использовались алгоритмы, заложенные в ТСНН. 4

Сценарии ИПМ им. М. В. Келдыша марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 1.Сход с КСО 2.Перелет с КСО в точку, расположенную над районом посадки (прицельную точку). h10 км. t 30 мин. 3.Вертикальный спуск на большой скорости. 4.Прецизионное торможение h1000 м. V верт1.5-2 м/с, V бок 1 м/с. Особенность: В процессе посадки происходит совмещение средней нормали к поверхности с осью X аппарата, что порождает интенсивные угловые колебания КА с большими угловыми скоростями. Возмущение канала измерения дальности за счет вариаций наклонной дальности и особенно – возмущение монокулярного канала измерений. 5

Сценарий НПО им. С. А. Лавочкина импульс схода с КСО прикладывается на высоте23.2 км продолжительность снижения от момента завершения импульса схода с КСО до номинального момента включения тормозного импульса 32.4 мин продолжительность тормозного импульса71.5 сек высота на момент начала торможения691 м вертикальная скорость на момент начала торможения13.8 м/сек боковая скорость на момент начала торможения2.2 м/сек высота на момент завершения торможения200 м продолжительность падения КА от момента завершения тормозного импульса до контакта с поверхностью 272 сек вертикальная скорость на момент контакта с поверхностью1.44 м/сек боковая скорость на момент контакта с поверхностью0.34 м/сек марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ Особенность: Процесс посадки выполняется в инерциальном пространстве, что исключает интенсивные угловые колебания КА. Создаются благоприятные условия для работы СТЗ. 6

Системы координат Фобоса марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 7

Расположение камер на КА марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ

Стереорежим марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 9 Высота и её оценки Coarse и Precise Диспарантность на изображении 250*250 Вертикальная скорость и ее оценка на последних 48.6 метрах.

Стереорежим марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 10 Прогнозируемые границы диспарантностей (смещены относительно текущей диспарантности) Расширенные границы области поиска соответствия.

Стереорежим. Влияние разброса диспарантности марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 11 Сценарий НПО им. С. А. Лавочкина Высота и её оценки Coarse и Precise Вертикальная скорость и ее оценка на последних 48.6 метрах. Прогнозируемые границы диспарантностей (смещены относительно текущей диспарантности)

Стереорежим. Влияние разброса диспарантности марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 12 Высота и её оценки Coarse и Precise Вертикальная скорость и ее оценка на последних 48.6 метрах. Прогнозируемые границы диспарантностей (смещены относительно текущей диспарантности)

Стереорежим марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ Допустим, диспарантность равна 25 пикселям. H=48.6 м. Разброс по диспарантности 0.05 дает разброс по дальности м. на площадке размером м. Разброс по диспарантности 0.1 разброс по дальности м. на площадке размером м. Оптимизация параметров алгоритмов: 1.Прогноз области поиска соответствия в режиме слежения 2.Прогноз области поиска соответствия в режиме сбоя Учет: Текущие оценки, дисперсию измерений дальности, дискретность измерения диспарантности, флюктуации оценок скорости, коррекцию приращений на малых дальностях 13

Монокулярный режим марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 14 Высота и расстояния до поверхности Изменения координат и расстояния до поверхности за цикл обработки Изменения углов ориентации и коэффициента масштабирования изображения

Монокулярный режим марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 15 Величина ошибки прогноза вектора перемещения точки в поле зрения и график режимов работы алгоритма Компоненты векторов перемещения точки поле зрения (на изображении 62*62).

Прогноз марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ Простейший рекурсивный фильтр. Ошибка прогноза нарастающим итогом (55 измерений). По сценарию НПО им. С. А. Лавочкина ошибка прогноза в 203 раза меньше (при 87 измерениях) Зависимость оптимальных параметров алгоритмов от сценария посадки Сценарий ttp-h.txtСценарий ttp-v.txt. w0w0w1w1Суммарная ошибка прогноза w0w0w1w

Выводы марта 2010 Техническое зрение в системах управления мобильными объектами-2010 Таруса - ИКИ 1.Динамика КА влияет самым непосредственным образом на ошибки измерений (динамические и случайные - нормальные). 2.Динамика КА влияет опосредованно на ошибки измерений через профиль визируемой поверхности. 3.Динамика КА оказывает определяющее влияние на алгоритмы прогноза, используемые для формирования областей поиска соответствия; от этого зависит интенсивность потока аномальных ошибок. 4.Алгоритмы обработки информации должны учитывать динамику КА для повышения точности и устойчивости измерений. 5.Особенно это важно в случае, когда нет запасов по вычислительной мощности процессоров, используемых для обработки видеоинформации. 16