Тема 5. Когнитивные теории мотивации Лекция 7.
Когнитивные теории мотивации Роль когнитивных факторов в побуждении, организации и подкреплении поведения Ситуативные переменные Взаимодействие ситуативных и личностных переменных
Л. Фестингер ( )
Бандура А. ( )
Роттер Дж. ( )
Л. Фестингер: теория когнитивного диссонанса Диссонанс/ Консонанс Предварительные наблюдения Пары элементов опыта (знания, убеждения, ценности). Отношения между ними – иррелевантные, консонантные, диссонантные
Теория когнитивного диссонанса Курильщик: курит и знает о высокой вероятности рака легких. Возможности: 1) Редуцировать дис. – напр., бросить курить; 2) Смягчить дис. – напр., добавить элементы – друзья курят и ничего; 3) Повысить ценность курения – напр., повышает настроение. Усомниться в наличии связи рака и курения.
Эксперименты Конфликт после принятия решения Брем: предметы домашнего обихода: Оценка всех, выбор из пары +\+ и +\-, доп. информация/ без нее, повторная оценка всех предметов. Вынужденное согласие Фестингер, Карлсмит: скучная работа, рассказ другим 20/1 $, оценка степени интересности работы.
А. Бандура: самоподкрепление и саморегуляция Научение через моделирование: наблюдение, косвенное подкрепление и самоподкрепление – установление планки для себя. Саморегулирование – самонаблюдение, самооценка, оценка деятельности. Самоэффективность
Эксперименты Инструментальная агрессия – научение через наблюдение (Ирон) Успешность психотерапии
Дж. Роттер: ожидание и ценность подкрепления как мотивационные переменные Потенциал поведения – вероятность данного поведения в данной ситуации в связи с подкреплением Ожидание – субъективная вероятность какого-то подкрепления Ценность подкрепления – предпочтения одного подкрепления другому. Потенциал поведения = Ожидание + Ценность подкрепления
Дж. Роттер Понятие локуса контроля: Генерализованное ожидание. Экстернальный и интернальный локус контроля