Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов
Тема 8. Общая характеристика познавательной сферы человека 1) Познание – процесс получения информации об окружающем мире и о себе самом; 2) Тесная связь познания с жизнедеятельностью и успешной адаптацией; 3) Предметность познания
Общая характеристика процессов познания. Повторение а) Активный характер человеческого поведения и деятельности. В том числе познания; б) Культурная обусловленность психических процессов; в) Получение и переработка информации;
Общая характеристика процессов познания. Повторение г) Обязательное использование кодирования - Виды/этапы кодирования: действие – образ – знак - Когнитивные схемы. Виды когнитивных схем: прототипы, фреймы, скрипты.
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Целостность и многоаспектность процесса познания Стратегии описания познания: - «снизу-вверх», - «сверху вниз» - «взаимодействие активного субъекта и сложного объекта»
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Познание с опорой на физические признаки объекта / на его семантические признаки Типы лекторов, Реклама
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Результат познания – знание Процедурное (как сделать?) и декларативное (что?) Выделение отдельных познавательных процессов: наличие у каждого своего продукта
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Специфические (ощущение, восприятие, мышление)/ неспецифические процессы (внимание, память, воображение) Собственно познавательные и обслуживающие
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Уровни специфических познавательных процессов: Чувственное познание – ощущение, восприятие Рациональное познание - мышление
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Образ мира – объединение пространственных и непространственных свойств предметов и явлений Единство аффекта и интеллекта
Тема 9. Феноменология познавательных процессов
Общая характеристика процессов познания. Продолжение Ощущение: отражение отдель- ных свойств предметов / далее неделимая единица сознания Ощущение – результат работы рецепторных систем.
Феноменология познавательных процессов. Ощущение Рецептор (от лат. recipio - принимаю, получаю) - специальные чувстви- тельные образования, воспринима- ющие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды организма и передающие инфор- мацию о действующем агенте в нервную систему. Рецепторные поля
Феноменология познавательных процессов. Ощущение Функции рецепции: - сигнально-пусковая; - контрольно-коррекционная – сигналы обратной связи; Психофизический закон (Г. Фехнер) связывает объективную интенсивность стимула с субъективной интенсивностью ощущения.
Феноменология познавательных процессов. Ощущение Как эмпирически получить одно ощущение? Единичный стимул Ощущение Виды стимулов: Проксимальные (виды энергии, достига- ющей органов чувств) и дистальные стимулы На примере цветовых стимулов
Феноменология познавательных процессов. Ощущение Цветовые ощущения: изменение цветности / изменение насыщенности / изменение яркости
Свойства ощущений: Качество, Модальность, Интенсивность, Протяженность в пространстве и во времени
Феноменология познавательных процессов. Ощущение Классификации ощущений: 1) По модальности; 2) По видам воспринимаемой энергии (механорецепторы, фоторецепторы, хеморецепторы, терморецепторы и др. );механорецепторыфоторецепторы хеморецепторытерморецепторы 3) По источнику воздействия (экстероцепторы, интерорецепторы и проприорецепторы);интерорецепторы 4) По способу (контактные и дистантные); 5) По происхождению (протопатическая и эпикритическая чувствительность);