« ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ!» ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР АТТОЕВА Д.Т. МКОУ СОШ Г.П. КАШХАТАУ ЧЕРЕКСКОГО РАЙОНА КБР 2013Г. « ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ!» ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР АТТОЕВА Д.Т. МКОУ СОШ Г.П. КАШХАТАУ ЧЕРЕКСКОГО РАЙОНА КБР 2013Г. Социальный ПРОЕКТ Социальный ПРОЕКТ
«Мы- одна семья!» Цель проекта:. Цель проекта: Разработка модели формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей. Задачи: анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава; анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава; составление педагогического прогноза развития толерантного сознания в детской и молодежной среде, перечня возможных отклонений и технологий их предотвращения средствами образования; составление педагогического прогноза развития толерантного сознания в детской и молодежной среде, перечня возможных отклонений и технологий их предотвращения средствами образования; разработка воспитательной модели формирования толерантного сознания детей и молодежи; разработка воспитательной модели формирования толерантного сознания детей и молодежи; разработка методических рекомендаций "Модель формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей". разработка методических рекомендаций "Модель формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей".
Целевые аудитории: Педагогический коллектив Ученическое сообщество Родительский коллектив Шефская общественность Образовательные учреждения Социальные партнеры Представительства национальных общин
Механизм реализации Проекта: Координатором проекта является заместитель директора по воспитательной работе и учащиеся х классов Собеседование с участниками и выявление их возможности включиться в Проект Создание групп по интересам Проведение конференции с целью обсуждения с педагогами, родителями и учащимися идей Проекта, особенностей его развертывания, их участия в нем. Проведение конкурса индивидуальных творческих работ педагогов и учащихся. Регулярное информирование педагогов, общественности, учащихся и родителей о ходе реализации Проекта через выступления на совещаниях, педсоветах, родительских собраниях, on-line интернет- конференциях, в СМИ. Создание специального информационного источника Проекта в рамках школьного сайта и его функционирование
Описание проекта: Проект является не только учебным, но и внепредметным делом, затрагивает учебную и внеклассную жизнь школы. Деятельность учащихся и педагогов в Проекте может быть индивидуальная, парная или групповая. Толерантная страна Толерантная личность Толерантная семья В моей России: власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах; народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны; все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой; страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире. Я: терпимый и терпеливый; считающийся с чужими мнениями и интересами; умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; уважающий окружающих, их традиции и вероисповедания и уважаемый ими; уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; заботливый, сострадающий, поддерживающий, понимающий патриот своей школы, города, России, заботящийся о процветании; человек, берегущий природу, культуру; трудолюбивый, успешный, счастливый, достойный, адаптированный, конкурентоспособный; Определяя тематику работы в Проекте, я отталкивалась от вопросов: В моей семье: все терпимые и терпеливые к другим национальностям; пропагандирующие здоровый образ жизни; любящие, уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой; внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга; успешные, независимые, счастливые.
В рамках проекта проведено изучение термина «толерантность» и предпринята попытка конструктивного компромисса его применения, как в научной сфере, так и в обиходе. Исходным для русского языка выступает термин «терпимость», который означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость это гармония в многообразии. Это не только моральный долг каждого человека, но и гражданская, политическая и правовая потребность. Терпимость это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира во всех формах ее проявления. Терпимость это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должна проявляться на отдельных людей, группы и государства. Последние годы появилось новое слово, расширяющее понятие терпимость - толерантность, что по определению ЮНЕСКО означает ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к различным культурам, цивилизациям и народам, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, социальному положению, к различным профессиям, между детьми и родителями. Толерантность – действительно проявляемая способность человека (ребенка или взрослого) принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. Для педагога – важнейшее профессиональное качество.
Толерантность на разных языка мира – –tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; – –tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным; – –kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; – –tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; – –tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; – –толерантность (русский) - способность терпеть что–то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким.
« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю » Антуан де Сенкт-Экзюпери флаг толерантности эмблема толерантности
16 ноября 1995 года – Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности 1995 год – Международный год толерантности 1999 год – «Манифест 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия» 2000 год – Международный год культуры мира 2004 год – Международный год памяти о борьбе с рабством и его ликвидации 2001–2010 годы – Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты 21 мая – Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития 23 августа – Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации
Т - терпимость к другим мнениям и поведению О – отказ от причинения вреда и насилия Л – лучшее качество человека Е – единство, взаимопонимание, дружба Р – равенство народов и рас А – альтруизм Н – небезразличие к окружающим людям Т – творческое общение Н – наш мир О – ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас С – соблюдение прав человека Т- терпимость к различиям Ь – чуткость и снисходительность
Прощение Сотрудничество Соучастие
Анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава. Одной из центральных социальных проблем последнего времени становится проблема межнациональных, этнических конфликтов. Самые крайние ее проявления - террористические акты, которым подверглись многие страны и города мира. Жертвами терактов стали сотни людей разного возраста, дети. Сами теракты были совершены молодыми людьми, которые, прикрываясь идеями ислама, пытаются внести раскол в современное многонациональное общество. Именно поэтому воспитание уважения к другим культурам и религиям должно стать одним из центральных элементов работы с молодежью. На Земле сейчас насчитывается более 2 тысяч наций, народностей, племён. Их намного больше, чем государств и поэтому значительное число государств являются многонациональными. В России сегодня живут около 200 различных народов, среди которых более миллиона буддистов, около 20 миллионов мусульман и 100 миллионов христиан. Отношения между людьми не только разных религий, но и разных национальностей неоднозначны. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Достаточно часто возникают национальные конфликты в странах Африки, в США, Бельгии, Испании. Обостренны национальные отношения в Югославии: там до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Все это относится к так называемым этническим конфликтам, основанным на борьбе за права и интересы различных этнических групп.
Данные социологических исследований 2010 год Официальная статистика: Число преступлений экстремистской направленности в стране за последние 4 года выросло примерно в 3 раза: год год 563 В основном это преступления, совершенные на национальной или религиозной почве. В молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%. Социологическая служба общественной организацииТворческое объединение ЮНПРЕСС исследовала досуг и увлечение детей в свободное от школы время, а также воздействие на них развитие СМИ, прежде всего телевидения. Социологи считают, что возможно реклама и СМИ побуждают детей и подростков к насилию, непониманию друг друга и просто нетерпимости людей других национальностей. "Интенсивность агрессии" на экране, к сожалению, скорее растет, чем снижается, а вместе с ней каждое новое юное поколение получает свою порцию агрессии. Так, на фоне имеющихся бытовых и экономических неурядиц в обществе создается предрасположенность к росту криминала, выбросу накопленной агрессивной "энергии".
Национальный вопрос достаточно болезненен, поскольку существует проблема массового притока мигрантов, ведущего к изменению этнического состава, проявлению проблем национального характера. Приток мигрантов как таковой имеет 2 стороны: обогащает имеющуюся российскую культуру, обогащает имеющуюся российскую культуру, провоцирует ксенофобию и экстремизм. провоцирует ксенофобию и экстремизм. Считается, что свою национальность почти половина детей осознает уже к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. К сожалению, чаще всего не из уст родителей, а через так называемых межнациональных конфликтов: почти 34 % детей узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались из- за национальности. Опрос показал, что подростки очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников. Процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности, высок во всех группах. В ответах почти 1000 школьников на вопрос "Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?" случаев было сказано: До 50% детей уже в возрасте 9-10лет в школе сталкивались с выпадами против своей национальности. Большинство детей связывают свою будущую жизнь со своей национальностью и не хотели бы видеть в будущем супруге человека другой национальности.
Причины их возникновения широко изучаются специалистами в области социологии, политологии. В. Макдугалл, описывал такие конфликты с точки зрения изучаемого им «эффекта коллективной борьбы», в основе которой он ставил «инстинкт драчливости», присутствующий в характеристике любого человека и выступающий одной из сторон агрессивности. Фрейд относил такого рода конфликты к «конфликтам интересов» и считал, что разрешать их путем насилия наиболее простой и продуктивный для человека способ. При этом сам факт существования конфликта интересов, порождаемых им агрессивности, враждебности и активности, ученый считал позитивным, поскольку такая ситуация способствует стабильности, установлению чувства общности у членов этнических групп, а враждебность к другой такой группе является способом объединения одних групп против других, выступающих для первых в роли варваров. Идеи З.Фрейда оказали прямое влияние на исследования Т.Адорно. Обобщив результаты эмпирических исследований Т.Адорно сформулировал так называемый «синдром авторитарной, или этноцентрической, личности», которая характеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, общая тенденция неприятия всех чужих групп и завышения оценки собственной группы. По мнению Т.Адорно, это формируется в результате чересчур строгого семейного воспитания, подавляющего чувства обиды и агрессии по отношению к родителям. У такой авторитарной личности присутствует явная амбивалентность: склонность к идеализации своих родителей, наряду с бессознательной враждебностью по отношению к ним. В качестве примера приведем мнение Т.Адорно по поводу победы фашизма: она произошла потому, что авторитарная личность стала типичной для Германии времен после первой мировой войны. Исследователи и после Т.Адорно пытались объяснить расовые и этнические конфликты авторитарностью или другими личностными характеристиками. Интересны исследования М.Шерифа, который, изучая реальные конфликты, усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами и в наличии несовместимых групповых интересов. Позже А. Тэшфел в ходе реального эксперимента установил, что несовместимые групповые цели не являются обязательными условием для возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности.
Другая линия исследований связана с именем К.Лоренца, который, изучая агрессивное поведение людей, проявляющееся в ситуациях войны, преступления и т.п., полагал, что оно является биологически заданным и для человека вообще характерна внутри-видовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы. Существует гипотеза фрустрации-агрессии (Н.Миллер и Д.Доллард), согласно которой универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение поставленной цели. Объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам, в том числе и расовой и этнической принадлежности (Л.Берковец). Часто этнические конфликты, связанны со статусными или территориальными притязаниями. В России, находящейся в ситуации социально-экономической нестабильности, например, этнические конфликты чаще всего носят социальный или политический характер и характеризуются доминированием идеи суверенитета территории, народа или этнической группы.
Способы разрешения этнических конфликтов Можно назвать несколько эффективных способов разрешения этнических конфликтов. Во-первых, это применение правовых механизмов. Понятно, что законность в подобного рода вопросах снижает уровень конфликтности. Это правовая стратегия. Далее, совершенствование системы информирования разных сторон о своих позициях и намерениях, так называемая информационная стратегия. Также продуктивной выступает и социально-психологическая стратегия, основанная на реализации принципов взаимоуважения, взаимопонимания и взаимокомпромисса. В основе реализации такой стратегии дипломатические переговоры или при невозможности их проведения, привлечение третьих, заинтересованных в положительном исходе ситуации, лиц. Приведем несколько технологий, применяемых в разных странах для разрешения межнациональных и этнических конфликтов. "Переориентировка агрессии" В случаях межнациональных и этнических конфликтов надо сделать попытку изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде агрессивных и воинственных действий. Здесь следует стремиться к установлению эмоционально положительных, связей между людьми, формирование единого понимания исхода проблемы на основе общности чувств (нежелании кровопролития, достижение стабильности, сохранение авторитета сторон и др.). "Переориентированная агрессия" (термин Л.Лоренца) способна предотвратить отрицательные ее проявления. Такая переориентация в случаях молодежных конфликтов возможна через спорт, молодежные фестивали, личное знакомство людей разных национальностей и народностей и т.д.
"Постановка надгрупповых целей" Выявление и введение в урегулировочный процесс достижение которых требует объединения усилий всех представителей противоборствующих групп. "Определение и сглаживание различий" Здесь мы пользуемся описанной выше информационной стратегией разрешения конфликтов. Информация о сходстве и различиях между культурами и их представителями в значительной мере способствует улучшению отношений между ними. Хорошие результаты дает формирование так называемой надгрупповой идентичности. Конечная цель такой стратегии – устранение различий между своей и чужой группами единение и трансформация понимания культурных, расовых и других межгрупповых различий и сглаживание процесса их предъявления другим. Многие межнациональные и этнические конфликты связанны с нетерпимостью по отношению к людям другой национальности, с чувством негативизма, агрессии к представителям других этносов. Следует уже с детства воспитывать в ребенке чувство терпимости, уважения не только к своей культуре, но и к представителям других наций. В этой работе значительную роль должны играть не только семья и школа, но и средства массовой информации и другие социальные институты.
ЭКСТРЕМИЗМ и его последствия
Способность принимать человека таким какой он есть ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ Терпимость к чему-либо и кому-либо ПОМОЩЬ ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Не оценивайте людей, а цените!
знать о толерантности, экстремизме и его последствиях воспитать в себе качества толерантной личности изучать ценности нациольной и мировой культуры узнавать об обычаях, традициях и культуре разных народов уметь жить в мире, согласии с другими людьми научиться сотрудничать Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир толерантным?
Толерантность Является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе.
Направления толерантности: Политическая толерантность- терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям. Научная толерантность- терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность- умение руководить без нажима и агрессии.
Критерии толерантности: 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); 2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; 4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.
Критерии толерантности: 5. Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; 6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; 7. Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.
Толерантный педагог: – –воспитывать в духе мира; – –признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; – –быть примером для детей; – –уметь слушать; – –развивать у учащихся чувство взаимного расположения; – –давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; – –не допускать проявлений авторитаризма; – –поощрять совместную деятельность.
Основные черты личности Толерантная личностьИнтолерантная личность уважение мнения другихнепонимание доброжелательностьигнорирование желание что-нибудь делать вместеэгоизм понимание и принятиенетерпимость чуткость, снисходительностьпренебрежение, раздражительность доверие, гуманизм.равнодушие, цинизм любознательностьагрессивность
Ожидаемый результат Создать условия для развития высокого уровня толерантного сознания, представляющего собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и направленную на развитие перцептивной, эмоциональной, когнитивной и коммуникативной сфер человеческой жизнедеятельности. Создать условия для развития высокого уровня толерантного сознания, представляющего собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и направленную на развитие перцептивной, эмоциональной, когнитивной и коммуникативной сфер человеческой жизнедеятельности. Для эффективности развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования соблюдать в учебно- воспитательном процессе следующие педагогические условия: проблемно-тематическое структурирование содержания образования; опора на инновационные педагогические технологии; соотносительность в культурно-образовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности. Для эффективности развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования соблюдать в учебно- воспитательном процессе следующие педагогические условия: проблемно-тематическое структурирование содержания образования; опора на инновационные педагогические технологии; соотносительность в культурно-образовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности.
Ожидаемый результат Культурно-образовательная среда учреждения культуры и образования многонационального региона должна являться ядром педагогической модели развития толерантного сознания молодежи, так как именно в ней формируется интеллектуальный и духовный потенциал личности, направленной на осуществление конструктивного межкультурного диалога и дальнейшее самоопределение и самореализацию в поликультурном пространстве. Культурно-образовательная среда учреждения культуры и образования многонационального региона должна являться ядром педагогической модели развития толерантного сознания молодежи, так как именно в ней формируется интеллектуальный и духовный потенциал личности, направленной на осуществление конструктивного межкультурного диалога и дальнейшее самоопределение и самореализацию в поликультурном пространстве. Организовать системное педагогическое сопровождение для развития толерантного сознания молодежи, которая базируется на реализации динамической педагогической модели, позволяющей осуществлять стратометрическое построение постепенного вхождения молодежи в пространство диалога культур в многонациональном регионе. Организовать системное педагогическое сопровождение для развития толерантного сознания молодежи, которая базируется на реализации динамической педагогической модели, позволяющей осуществлять стратометрическое построение постепенного вхождения молодежи в пространство диалога культур в многонациональном регионе. Повышение уровня развития толерантного сознания должно быть связано также со значительными личностными изменениями: становлением устойчивой гражданской позиции; появлением навыков саморегуляции и управления диалогом с представителем иной цивилизационной модели; ценностным отношением не только к традициям национальной, но и мировой культуры Повышение уровня развития толерантного сознания должно быть связано также со значительными личностными изменениями: становлением устойчивой гражданской позиции; появлением навыков саморегуляции и управления диалогом с представителем иной цивилизационной модели; ценностным отношением не только к традициям национальной, но и мировой культуры
« Мы разные, но учимся жить вместе, МЫ- ОДНА СЕМЬЯ» Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех. Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир!