Активизация мыслительной деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Для детей с ЗПР характерны: недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений; незрелость мышления, преобладание игровых интересов; низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке; замедленная включаемость в работу; неумение подчиняться правилам дисциплины; замедленное развитие активных форм деятельности; неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность; полное отсутствие чувства долга и ответственности; неспособность к волевому усилию и труду; жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать; неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.
Основными принципами работы с детьми с ЗПР с целью активизации их мыслительной деятельности являются: Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Наглядность, используемая в обучении, должна соответствовать требованиям: на стене, где расположена классная доска, никакой наглядности быть не должно; справочный материал должен быть четко сгруппирован по предметам; наглядность должна вести от конкретного к общему; наглядность должна быть избавлена от лишних деталей и помещена на контрастном фоне, что облегчает восприятие; не использовать больше 2-3 цветов одновременно, с осторожностью использовать красный цвет; наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.
Использование счётных палочек Дети составляют геометрические фигуры. При помощи палочек полезно также составлять буквы и цифры. С их помощью мы изучаем сложение, вычитание, деление.
При помощи геометрического материала можно проверить знания учащихся. У каждого ребёнка набор геометрических фигур: квадраты и треугольники. Ставлю задачу: называю примеры и ответы. Если ответ правильный, выкладывают квадрат, если нет – треугольник. Например, 5x5= 25, выкладывают квадрат, 3x3=10 – выкладывают треугольник. Примеры составляю так, чтобы легко было их проверить. За 3-4 минуты оценки есть у всех учащихся.
Важно, чтобы подача нового материала была интересна всем детям и направлена на активацию их мыслительной деятельности. При изучении состава слова можно использовать следующий прием, дающий положительный результат. Например, при изучении такой части слова, как приставка, перед каждым ребенком на столе лежит набор из 9 приставок: в-, до-, за-, об-, от-, на-, над-, с-, пере- и 9 карточек со словом -ход-, являющимся корнем слова. Один ребенок работает у доски. Перед детьми стоит задача сложить однокоренные слова, используя предложенные приставки.
На уроках русского языка при фонетическом разборе слова использую сигнальные карточки. - гласный звук; – ударный гласный; ; – звонкий согласный – глухой согласный; – мягкий согласный; – твердый согласный Фонетический разбор слова «конь».
Для контроля знаний использую схемы-шаблоны.
Для осуществления самоконтроля знаний учеников использую перфокарты «Проверь себя» 1.Прочитайте правило: ЖИ, ШИ пиши с буквой И. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. ЧА, ЩА пиши с буквой А. 2. Вставь пропущенные буквы: Ч шка, ч лок, щ ка, ж тель, ш на 1.Вставь пропущенные буквы: Ч шка, ч лок, щ ка, ж тель, ш на 2. Проверь себя (на обратной стороне карточки прочитай правильный ответ). Исправь ошибки, допущенные тобой в словах.
Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи помогают детям с задержкой психического развития участвовать в учебном процессе. Будут содействовать активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Правильно выбранные педагогом методы обучения детей с задержкой психического развития, учитывающие их возрастные и психические особенности, будут способствовать повышению уровня качества знаний у этих детей.