Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени
« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу МАОУ СОШ 3 г.Сорочинск Долгова И.В.
Деятельность человека имеет следующую структуру. Действие Операция Действие Деятельность
Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.
Структура учебной деятельности. Учебно-познавательные мотивы. Учебные задачи. Учебная задача это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи.
Концепция СДП базируется на следующих основополагающих тезисах 1. Окружающий мир – объект познания учащихся. 2. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. 3. Развитие систем подчиняется законам диалектики. 4. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. 5. Реализация собственной УД выдвигает школьника на позицию субъекта.
Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода) 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Модель обучения можно представить в виде следующих позиций: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.
Учитель задает себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода
Проектирование урока Первая стадия: Вызов Организационный момент. ( один из вариантов ) Заключается в том, что учащимся не сообщается тема урока заранее. Необходимо использовать методические приемы и сделать так, что тема урока будет ими самостоятельно сформулирована. Методики – 1) «Вставь пропущенное слово», слово отгадывается учащимися путем наводящих вопросов; 2) « Эксперимент» добиться результата можно путем проведения нескольких опытов; 3) «Кластер» в центре доски или слайда записывается слово отражающее предмет разговора на уроке учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока;
Проектирование урока Вторая стадия: осмысление учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, и может быть сформулирован следующим образом например: - классифицируйте и укажите основание для классификации; - сравните; - обобщите объекты; - продолжите ряд, фразу; - дополните ряд, определение; - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; - установите соответствие между процессами, явлениями.
Проектирование урока Третья стадия: Открытие нового знания Для реализации данной стадии можно использовать технологии с проблемной ситуацией. Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях: А.. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями; Б. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения; В. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями.
Проектирование урока Четвертая стадия: Рефлексия Закончи предложение – это приём для выделения основных акцентов урока, определения эмоционального состояния ученика. Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…» А. Дистервег, ХIХ век