Работа выполнена учениками 4 класса «А» Андрияновой Анной, Щавелевым Павлом
приобщить детей к русской национальной культуре; вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность; воспитать интерес к культурному наследию народа.
Гипотеза: использование данного комплексного подхода позволит, изучив все элементы русской избы, создать макет деревни.
Стоит жилище – деревянные бочища. Внутри печь да дрова. Это русская………. ИЗБА
Ранней весной начинали рубить избы. Строитель- ство дома для крестьянина было знаменатель- ным событием. Главным строительным материа- лом на Руси было дерево. Достаточно было срубить любое ровное дерево, обрубить сучья, очистить его от коры, распилить на бревна нужной длины, - и дешевый строительный материал готов. Русский крестьянин предпочитал рубить избы из сосны и ели. Эти деревья хорошо удержи- вали тепло и долго не гнили.
. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямо- угольный сруб. Стены состоят из горизонталь- ных бревенчатых венцов – рядов, связанных по уг- лам врубками. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень.
Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить".
В основном избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба (жилой части) и холодного помещения - клети, где хранили домашнее имущество.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге Лечебник писал: … Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место.
Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.
Замечательный дружище, Деревянная ручища Да железный обушок, Закаленный гребешок. Он у плотника в почете - Каждый день с ним на работе…. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.
1. Нельзя брать «священное» дерево; 2. Не брать старые и сухие (мёртвые)деревья; ПРАВИЛА ВЫБОРА ДЕРЕВА: 3. Не брать буйное дерево; Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строитель- ства отмечалось богатым угощением всех участво- вавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разво- рачивали" строящееся здание из тела существа, прине- сенного в жертву Богам.
По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конст- рукцию. "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком.
Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершен- но уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп.
Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петух а.
Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы- четырехстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки окладной венец состоял из пяти бревен.
Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. Крыша была покатая, на ней была солома, обработанная жидкой глиной, она была очень плотная
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба,которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменял небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие.
На севере, с его сырым климатом и изобилием первоклассного леса, полуподземное жилище превратилось в наземное (избу) гораздо быстрее. Несмотря на то, что традиции жилищного строительства у северных славянских племен не удается проследить столь же далеко в глубь времен, как у их южных соседей, ученые с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили здесь еще во II тысячелетии до нашей эры. А в конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища, между тем как на юге долго господствовали полуземлянки. Что ж, каждое жилище наилучшим образом подходило для своей территории.
Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.
Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями.
В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей продолговатые и узкие.
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.
Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба).В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.
Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
Главным углом крестьянского дома был красный угол: (СЛАЙд26)десь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов.
Сначала русский дом не был нарядно украшен, так как из-за частых пожаров приходилось менять жилище. Со временем каждый хозяин старался украсить свой дом.
Какой вид жилища встречается только в сказке? Кто там живет?
Зимой нет теплей, Летом нет холодней. ПЕЧЬ
В те далёкие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду, грибы, ягоды. На печке рассказывали сказки долгими зимними вечерами. БЕЗ ПЕЧКИ ИЗБА – НЕ ИЗБА
Что такое лучина? она шла на растопку и на свет, для чего вставлялась в светец
В каких домах жили люди в старину? Сколько комнат было в избе? Без чего изба была нежилой? Чем освещали избу? Какие поленья считались лучшими для топки? Где брали воду? Как встречали дорогих гостей?
«НАЙДИ ПАРУ» Слова, записанные в левом столбике таблицы, надо соединить с их характеристиками из правого столбика. ЛОБОВАЯ ДОСКАИзображение головы коня на бревне, закрывающем стык скатов крыши. ПРИЧЕЛИНЫУзорные доски, закрывающие края кровли. ПОЛОТЕНЦЕРезные доски вокруг окошек КОНЕК КРЫШИДоска, которая закрывает место соединения сруба и основание треугольника крыши. Обычно свешивается вниз и имеет декоративное оформление НАЛИЧНИКИУзорная доска, свешивающаяся вниз и закрывающая стык причелин
ЛОБОВАЯ ДОСКА доска, которая закрывает место соединения сруба и основание треугольника крыши. Обычно свешивается вниз и имеет декоративное оформление. ПРИЧЕЛИНЫ узорные доски, закрывающие края кровли. ПОЛОТЕНЦЕ узорная доска, свешивающаяся вниз и закрывающая стык причелин. КОНЕК КРЫШИ изображение головы коня на бревне, закрывающем стык скатов крыши. НАЛИЧНИКИ резные доски вокруг окошек.
Литература: Учебное пособие для учащихся 2 классов общеобразовательных школ Владимирской области «Наш край». Авторы-составители: Конопкина С.А., Озерова Т.В., Харчевникова Е.Л. Учебное пособие для учащихся 4 классов общеобразовательных школ Владимирской области «Наш край». Авторы-составители: Конопкина С.А., Мамушкина Т.В., Поляк Н.Ф., Харчевникова Е.Л. Ресурсы: