Лапшина Л. М.
Это контроль за усвоением и качеством знаний, умений и навыков школьников. Это оценивание сознательности усвоения, прочности, систематичности, наличия пробелов в знаниях.
1. Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются. 2. Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что ; оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность.
3. Диагностико - прогностическая функция проверки знаний способ ствует определению возможностей ученика с нарушениями ин теллекта, его способностей, обучаемости, разработке основ коррекционно - развивающих мероприятий и подходов. 4. Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том, случае, когда учитель : - знает особенности развития психических процессов учащихся ; - учитывает работоспособность детей на уроке ; - использует общедидактические и коррекционные методы обучения ; - ведет систематический, объективный учет знаний и умений. 5. Стимулирующая функция, в основном ее связывают с отметкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.
выявить качество знаний учащихся, уровень их развития.
неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается роль отметки в процессе обучения, проверка и оценка превращаются в самоцель на уроке ; использование однообразных методов проверки и оценки знаний ; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев.
1. Текущая проверка подразделяется на поурочную и тематическую, значимость которой определяется спецификой учебного предмета. 2. Периодический контроль подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и при необходимости может проводиться в конце четверти, полугодия. 3. Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения и является важнейшей формой итоговой аттестации.
Объективность отражения в оценке реальных достижений учащихся ; Отражение динамики и качества усвоения материала ; Систематичность и регулярность учета и контроля ; Коррекционно - стимулируюшая направленность проверки знаний, умений и навыков учащихся ; Разнообразие и динамизм в использовании методов и форм контроля с целью предупреждения формирования стереотипов ; Дифференцированность требований, их соответствие индивидуальным особенностям школьников ; Использование индивидуального учета и контроля.
отлично - не менее 91% правильных ответов ; хорошо - более 76%; удовлетворительно - не менее 61%; неудовлетворительно - менее 61%; ( Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ, 1998 )
устный опрос ; письменные работы ; практический контроль ; наблюдение ; дидактические тесты ; программированный контроль
учитель ставит учащимся вопросы по содержания изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. беседой.
учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы ( части ) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Можно предлагать учащимся воспроизводить изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику.
Учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, т. к. как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся после изучения определенного объема материала ( темы )
различные варианты письменных заданий, выполняемых учащимися самостоятельно : списывание, диктанты, изложения, сочинения, решение арифметических задач и примеров, рисунки, работа с источниками - картой, картиной, чертежами.
Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Необходимо за 1-2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Содержание контрольной работы должно охватывать основные положения изученного материала и включать в себя вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися заданий, не допуская подсказок и списываний. Контрольные работы должны проводиться в первой половине недели, на II-III уроке. Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы. Учитель должен проводить анализ качества выполнения, контрольных работ, классифицировать допущенные учениками ошибки Учитель обязательно осуществляет последующую работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.
В последние время для проверки и оценки знаний учащихся все чаще используется такая методика, как тестирование. Тест – это стандартизированное испытание, позволяющие количественно выразить оценку результатов учебной деятельности учащихся. Достоинства теста : Тест объективен, Тест быстро организуем, Тест охватывает проверку знаний по любому объему материала, Тест – это современная форма проверки знаний, Тест - групповая форма проверки знаний, Тестирование обеспечивает самостоятельность выполнения проверочных заданий, При тестировании реализуется инд. подход.
Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с одноклассниками : отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта источником душевных переживаний и, в самом страшном проявлении, отметка может быть причиной суицида.