Концепция ГОУО СПб в контексте государственной политики РФ в сфере общего образования Федеральная стажировочная площадка Волков В.Н., к пед.н., доцент СПб АППО Ноябрь 2011 года
Законодательство РФ и проекты развития системы образования о ГОУО
Основания ГОУ в образовании Федеральное законодательство: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования (2000), Приоритетные направления развития российского образования (2004) Программы и проекты развития общего образования: ПНПО (2006), КПМО (2006), НОИ «Наша новая школа» (2010) ФЦПРО на годы (2010)
Принципы государственной политики РФ в сфере образования гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; единство образовательного пространства; общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; светский характер; свобода и плюрализм; демократический, государственно- общественный характер управления образованием
Идея оценки качества образования публичная отчетность ОУ; объективная оценка индивидуальных достижений как основы перехода к следующему уровню образования; участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования; общественно-профессиональная аттестация и аккредитация; системы оплаты труда в ориентации на качество
ПНП «Образование» Выявление и поддержка «точек роста»; обеспечение доступности, выравнивание условий для получения качественного образования; внедрение новых управленческих механизмов в сфере образования (через привлечение общественности); изменение механизмов финансирования ОУ
КПМО апробация новых УМК; привязка финансирования ОУ к системе подушевого финансирования; изменение условий работы учителей и внедрение НСОТ; оптимизация сети ОУ; развитие системы оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении ОУ; повышение открытости ОУ местному сообществу (Интернет, публичные доклады и др.)
КПМО. Общественное участие
Задачи Основные понятия Проблемы Направления развития
Региональная нормативная база распоряжение Комитета по образованию Санкт- Петербурга 29-р «Об организации самоуправления и общественного контроля государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от года; информационное письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга /08 «О расширении общественного участия в управлении образованием и новых организационно-правовых формах образовательных учреждений» от года распоряжение Комитета по образованию Санкт- Петербурга 143-р «Об утверждении Концепции развития ГОУО в Санкт-Петербурге» от года
Ожидаемые результаты активизировать процессы институциализации гражданского общества, построить образовательную среду с различными формами социального и образовательного партнерства, обеспечить развитие всего спектра форм ГОУО, развить механизмы общественной экспертизы и расширить масштабы общественного наблюдения, повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества в сфере образования
Структура Концепции ГОУО в СПб Общие положения Проблемы и перспективы развития Цели, принципы и задачи ГОУО Формы ГОУО Форматы взаимодействия участников ГОУО в регионе Комплексные механизмы по реализации Концепции Ожидаемые результаты
Задачи Концепции вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики; повышение эффективности образовательной политики; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса; реализация прав работников ОУ, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием
ГОУО – ответственное взаимодействие в управлении образованием различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители ОУ), и различных субъектов, выражающих интересы гражданского общества и населения в сфере образования
Направления ГОУО в регионе Обеспечение функционирования ОС: участие в разработке нормативной базы системы образования; определение направлений расходования финансовых средств и оценка рациональности их использования; контроль за соблюдением законодательства; создание условий для гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; защита интересов системы образования Содействие развитию ОС: разработка проектов модернизации; совершенствование содержания, оргструктуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение мнения потребителей услуг); экспертная оценка проектов реформирования образования; выявление резервов улучшения качества образования; разработка, принятие и реализация мер стимулирования педагогов, обучающихся, родителей в интересах сферы образования; поиск материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации ОС
Условия эффективности Изучение ожиданий и потребностей населения в сфере образования; разработка регламентирующих документов; обеспечение деятельности органов ГОУО; подготовка методических рекомендаций и программ; организация обучения руководителей и членов органов ГОУО; работа со СМИ; формирование положительной мотивации к ГОУО у руководителей ОУ, сотрудников органов управления образованием, участников образовательного процесса
Основные понятия ГОУО Общественное наблюдение - участие представителей органов ГОУО, ОУ, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности ОУ, Аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий. Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблем и зон развития ОУ общественными экспертами. Орган государственно-общественного управления в сфере образования - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования. * Публичная отчетность – информация о деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, предъявляемая в средствах массовой информации и в иной форме
Проблемы ГОУО в регионе отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности с администрацией ОУ и между собой; недостаточное взаимодействие между руководством ОУ и общественными органами управления; отсутствие реальных властных полномочий у органов общественного управления; недостаток правовых, экономических и управленческих знаний у членов общественных структур; недостаточная заинтересованность общественности в развитии ОС региона
Социальное партнерство наиболее показательно для ОУ Санкт-Петербурга, принимавших участие в ПНПО. Большинство из таких ОУ являются открытыми институтами, сотрудничающими с организациями вне системы образования. Данные контакты расширяют ресурсную базу ОУ и позволяют реализовывать совместные проекты, направленные на повышение качества образовательного процесса и расширяющие его рамки Социальное партнерство
Основные принципы ГОУО в регионе законность; целевая направленность деятельности субъектов ГОУО на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства; свобода самодеятельности - возможность выбирать методы и средства деятельности; сочетание государственного управления и общественного самоуправления в ОС на всех уровнях управления; приоритетность гражданского заказа на образование как согласование запросов личности, общества и государства; приоритетность внешней оценки качества образования; реализация и защита прав участников образовательного процесса; добровольность участия и самодеятельность общественности в формировании гражданских институтов ГОУО; охват всех уровней управления; прозрачность образовательной деятельности
Формы ГОУО в регионе органы ГОУО на региональном и районном уровнях; объединения родительской и педагогической общественности; детские общественные объединения; ассоциации выпускников и др.
Объекты общественного наблюдения процедуры итоговой аттестации учащихся; деятельность аттестационных, конфликтных и иных комиссий; конкурсные процедуры при проведении мероприятий в сфере образования; организация питания и медицинского обеспечения
Объекты общественной экспертизы проекты нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и программ развития системы образования и ОУ; материалы конкурсов профессионального мастерства, конкурсов образовательных программ и программ развития ОУ (районов, Санкт-Петербурга); заявки ОУ на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней; метапредметные и надпредметные олимпиады по оценке уровня образованности, компетентности, социализации учащихся; публичные доклады
Публичные отчеты/ Информационные доклады Публичная отчетность ТОУО и ОУ в форме ежегодных информационных докладов (публичных отчетов); Доклад (отчет) информирует о результатах деятельности и перспективах районных ОС и ОУ; в содержании отдельный раздел отводится для ГОУО
Нормативная база Институциональная поддержка Информационная поддержка
Нормативная база Создание локальных актов (в т.ч. примерных) регионального, муниципального и школьного уровней, определяющих полномочия, относящиеся к общественному участию в образовании и общественной составляющей в управлении им, стимулирующих попечительскую и благотворительную деятельность в образовании, демократизацию отношений субъектов системы
Институциональная поддержка научное и методическое сопровождение посредством использования ресурсов СПб АППО; возобновление программ обучения в СПб АППО общественных управляющих, руководителей и специалистов ТОУО, ИМЦ и ОУ; организация научно-методического консультирования представителей ОУ и членов органов ГОУО со стороны СПб АППО; разработка и апробация механизмов общественной оценки качества образовательных услуг, установление обратной связи между заказчиком образования и ОУ; разработка и реализация трехлетнего плана мониторинга в сфере ГОУО региона; проведение конкурсов для ОУ региона по развитию воспитательных систем, школьного ученического самоуправления и детских самодеятельных объединений
Информационная поддержка Организация публикаций в региональных СМИ (телевидение, газеты и журналы); представление материалов на региональном портале и официальном сайте Комитета по образованию Санкт-Петербурга; обязательное представление ОУ Санкт-Петербурга на своих официальных сайтах информации о реализации ГОУО; представление ОУ Санкт-Петербурга информационных докладов (публичных отчетов) местному населению и организациям-партнерам