Культура чувашского народа в контексте истории села на основе музейных экспонатов Рогалева Н.А
Цель работы Рассказать об этнической и традиционной культуре чувашского народа, о коллекциях школьного музея, связанных с чувашской культурой.
Достижении этой цели нам видится в решении следующих задач: Формирование у школьников устойчивой потребности в общении с историко- культурным наследием; Активное приобщение учащихся к музейным ценностям; Всестороннее познание родного края.
Чувашская Республика Чувашская республика была образована в 1925 году. На территории республики проживает 907 тысяч чувашей, что составляет 68% её населения. В настоящее время выделяются верховые чуваши, занимающие северные районы Чувашии, низовые, проживающие в южных её районах и средненизовые чуваши.
Переселение чувашей Переселение чувашей в Пермскую область началось в конце 20-х годов. В это время на территорию Большекустовской администрации приехали первые переселенцы.
Первый массовый приток чувашского населения в Прикамье Это был первый массовый приток чувашского населения, когда люди целыми семьями покидали старую родину и оседали на Пермской земле.
Второй массовый приток чувашского населения в Прикамье Второй массовый приток приходится на 50-е годы. В это время шло заселение деревень Малые Кусты, Верхний Тымбай и Нижний Тымбай. Основной причиной переезда было отсутствие работы.
Быт и культура чувашей Распологаясь на новом месте они сохраняли прежний принцип расселения, язык, песни, традиции. В нашем школьном историко-краеведческом музее собраны коллекции экспонатов чувашского народа.
Чувашская одежда Чувашская одежда отличалась своеобразием, хотя имела ряд черт, характерных и для других народов Среднего Поволжья. Платья, обувь, головные уборы, украшения - всё производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве.
Женские головные уборы Замужние чувашки всех групп носили хушпу – головной убор цилидрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером.
Женские головные уборы В конце 18 века среди низовых чувашей распрастранилось изготовление пестряди и крашенье ткани. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь.
Женские головные уборы Ткань пестрядь использовали для изготовления головного убора замужних женщин. Сурбан – род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами.
Вышивка Самым массовым видом творчества была вышивка: ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали как крестом, так и гладью.
Вышивка
Ведущая отрасль агропромышленного комплекса Чувашии В Чувашии выращивается 85% хмеля России. С давних времён почти каждый сельский двор имел небольшой хмельник. С личного приусадебного хозяйства крестьяне в первую очередь обеспечивали потребности в хмеле для приготовления домашнего пива - традиционного национального напитка. Без него не обходились поле тяжёлой работы в будни, а тем более в праздники.
Ведущая отрасль агропромышленного комплекса Чувашии В прошло все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом.
Народное творчество Фольклор чувашей основывается на песне.Пели исторические, лирические, рекрутские, трудовые, а также свадебные песни. «Плач девушки» - часть свадебной песни: Алкум вёсне чул сартом, ( 2 раза ) Томла сёре юхасран.( 2 раза ) Умма сакром Шур сапун,(2 раза ) Кусили сёре юхасран.( 2 раза ) У крыльца послала настил из камней, Чтобы капли с крыльца не падали на землю. Надела белый фартук, Чтобы слёзы не капали на землю.
Заключение « Музей в школе - это всегда интересный поиск, простор для инициации и самовыражения каждого ученика, постоянное творчество и взаимная учёба, выработка необходимых на всю жизнь навыков и умений, полезная для себя и других деятельность, сохранение результатов работы многих поколений, начало нового этапа серьёзных исследований своего края.» А. В. Черных