Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы» Учебно-методическое пособие к образовательной программе компьютерного клуба «Мегабайт» «Формирование информационной компетентности на занятиях детского компьютерного клуба» Выполнила: Афанасьева Мария Сергеевна 2013г.
Введение Одной из важнейших задач современной системы дополнительного образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе.
Паспорт * Предмет: информатика; * ИР представляется на примере: серии уроков; * Целевая аудитория: дети лет; * Сроки реализации данной системы: октябрь 2013 года; * Место реализации – Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»;
Актуальность Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» ( ); Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.; В содержании ФГОС нового поколения отмечено, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией».
Анализ
Противоречия *между необходимостью развития информационной компетентности и отсутствием разработанной модели её развития; *между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки учащихся и традиционным подходом к обучению; *между подготовкой учащихся к овладению информационными технологиями и потребностями современного информационного общества.
Проблема Проблема – недостаточный уровень навыков работы учащихся в сфере информационно компьютерных технологий.
Цель Цель работы – формирование информационных навыков детей, обеспечивающее продвижение обучающегося в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной компетентности.
Задачи *Необходимо обеспечить кабинеты современными техническими средствами и продуктами программного обеспечения; *Необходимость осознания учащимися значимости информационных технологий и необходимости совершенствования знаний; *Освоение учащимися знаний и умений из области информатики и информационно- коммуникационных технологий; *Освоение навыков получение необходимой информации, овладение умениями ее представления в различных видах; *Выполнение операций, направленных на освоение информации на описательном, объяснительном, прогностическом уровнях.
Ожидаемые результаты Владение навыками работы с различными источниками информации; Обучающие способны самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; Ориентируются в информационных потоках; Владеют навыками использования информационных устройств; Применяют для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Основные понятия Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
Содержательно- технологический блок Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетентности: Информационный блок: *Блок компьютерной и информационной техники; *Блок операционной системы; *Блок прикладных программ.
Контрольно-оценочный блок п/п Наименование темыПараметрыБаллы 1Стоимостные характеристики информационной деятельности. Право. Правовые нормы, относящиеся к информации Архив информации.Определение термина «архив» Поиск информации с использованием компьютера. Осуществление поиска информации в тексте 0-5 4Защита информации, антивирусная защита. Определение термина «безопасность» Браузер. Примеры работы с Интернет Определение термина «браузер» ….. И т.д.0-5
Контрольно-оценочный блок Критерии оценивания заданий 5 баллов ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов. 4 балла ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов. 3 балла ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов. 2 балла ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы. 1 балл ставится, если обучающийся выполнил не более 1/3 всей работы. 0 балл ставится, если обучающийся совсем не выполнил ни одного задания.
Ресурсное обеспечение Научно-методические: учебник Занимательные задачи по информатике классы. Авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская год; Кадровые: педагог дополнительного образования детского компьютерного клуба; Материально-технические: кабинет, оснащенный современным компьютерным оборудованием, необходимый комплекс программного обеспечения Целевая аудитория: дети лет; Сроки реализации данной системы: октябрь 2013 года; Место реализации: Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»; Нормативно-правовые: ФГОС, Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» ( ); Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.
Наше объединение «Мегабайт»
Выводы Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Заключение Итак, проблема формирования информационной компетентности является наиболее актуальной в условиях развития современного информационного общества и постоянно увеличивающегося объема информации.
Спасибо за внимание!