Здоровьесберегающие технологии на уроках Учитель русского языка и литературы Митрофанова И.Н.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на принципы - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через средства - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности 1.Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности. 2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности. 3. Единство физического и психического развития. 4. Наглядность. 5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности. 6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры. 7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала
Действия по поддержанию физического здоровья учащихся Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья Организует учебно – предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности Организует учебно- предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности Организует поддержание нормальной осанки Организует подвижные паузы в ходе аудиторных занятий. Контролирует режим освещённости в учебном помещении Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия.
Действия по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала. Обеспечивает умеренность психофизиологических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения Организует ситуацию психологической безопасности всех учащихся Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников Способствует рациональной организации рабочего места учащегося
Способствует формированию в группе учащихся предпочтения черт личностной зрелости ( предусмотрительности, самодисциплины и др.) Организационно поддерживает развитие самостоятельной деятельности учащегося Организует поэтапное формирование умственных действий Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика. Организует условия формирования приемлемого статуса в классе каждого ученика. Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно – мировоззренческой позиции, прогноз реализации её негативных вариантов
Действия педагога и учащихся Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к Организованным учителем занятиям Учитель при необходимости корректирует осанку ученика Организуются физические упражнения, физкультминутки Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, наблюдается смена видов деятельности Не наблюдается признаков значительной утомлённости учащихся
Техно логии здоровье сберега ющего обучения Технологии личностно ориентиро ванного обучения Технология проблемного обучения Технология ненасильст венного обучения Технологии Дифферен цированного (индивидуали зированного) обучения Технология эффективной речевой деятельности Технология диалогового обучения Технология рефлексив ного обучения
Технология личностно- ориентированного обучения Развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов (мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные). Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.
Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения изучение особенностей человека (социально-демографических, социально- психологических, индивидуально- личностных, экзистенциально-личностных учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу
Технология проблемного обучения постановка развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. -создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Технология ненасильственного обучения -возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.
Технология эффективной речевой деятельности учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи
Технология диалогового обучения пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Технология рефлексивного обучения -возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. -создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.