Методы и приемы, формирующие познавательную активность МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 1
План семинара 1. «Активизация познавательной деятельности учащихся» (Абих Т.И) 2.«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» (Березка В.А) 3.« Методы и приемы активизации учащихся на уроках русского языка и литературы» (Иванова О.А) 4.«Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка»( Клыковой Т.В.) 5.Деловая игра» Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетентностей» (Лузан О.А.)
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский
Активизация познавательной деятельности учащихся- это управление активностью учащихся; процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению; преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе
Цель активизации: формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса
Компоненты активности готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.
Основные мотивы, побуждающие школьников учиться интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).
Ситуации отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Уровни познавательной активности Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Второй уровень – интерпретирующая активность Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся Принцип проблемности. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Принцип взаимообучения. Принцип исследования изучаемых проблем. Принцип индивидуализации. Принцип самообучения.
Факторы, побуждающие учащихся к активности. Интерес Творческий характер учебно-познавательной деятельности Состязательность
Способы активизации познавательной деятельности : опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы.; включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем; использовать дидактические игры и дискуссии; использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ; стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Приемы активизации Метод проблемного обучения Метод алгоритмизированного обучения Метод эвристического обучения Метод исследовательского обучения
Методы активизации познавательной деятельности Словесные методы: Метод дискуссии Метод самостоятельной работы Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Метод проблемного изложения. Наглядные методы: Частично-поисковый. Практические методы: Частично-поисковый лабораторный метод.
приемы управления познавательной деятельностью прием новизны прием семантизации прием динамичности прием значимости эвристический прием исследовательский прием прием натурализации
Приемы активизации Нестандартные уроки:проблемные лекции, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тематические дискуссии. Использование творческих заданий с нестандартными формулировками Составление кроссвордов, ребусов, викторин. Их можно использовать на разных этапах урока. Учебная игра.