ФГБУ«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Современные тенденции в модернизации геронтологической службы Российской Федерации Разработчики презентации: И.В. Архипов А.А. Лебедев Докладчик: Архипов И.В. Москва
Положение людей пожилого возраста в Российской Федерации - особая сфера внимания государственных структур и Главы государства. И это не случайно. Россия, как и большинство экономически развитых стран мира, продолжает стареть. Практически каждый пятый житель России находится в пенсионном возрасте. 2
За прошедшие 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста выросла на 2 млн. человек Численность на начало 2011 года - 31,8 млн. человек, то есть более 22% в общей численности населения. В ряде субъектов Российской Федерации она достигает показателя в 28%. При этом, удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в 2011 году достиг показателя 12,7%. 3
В России сохраняется гендерная диспропорция в населении старше трудоспособного возраста. На начало 2011 года, на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1909 женщин. При этом, средняя продолжительность жизни (СПЖ) женщин несколько выше, чем у мужчин. 4
По данным Минтруда России В период с 2006 по 2011 года показатель ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации увеличился: для всего населения на 5 лет; для мужчин – на 5,4 года; для женщин – на 3,7 года. В 2011 году этот показатель составил: для всего населения – 70,3 года, при этом для мужчин – 64,3 года, для женщин – 76,1 года. 5
Задача, обозначенная Президентом России: обеспечить к 2018 году увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет! По прогнозам, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения нашей страны вырастет до 27% и составит более 39 млн. человек. 6
Складывающаяся тенденция требует пересмотра всего спектра вопросов, связанных с организацией и деятельностью геронтологической службы Российской Федерации Геронтология нуждается в принятии экстренных и срочных мер Данный аспект отчетливо прослеживается в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г 606. Реализация политической воли Президента диктует необходимость принятия кардинальных мер законодательного, организационного, экономического, медицинского и социального характера. 7
Развитие отечественной геронтологической службы напрямую связано с формированием и реализацией Дорожной карты модернизации системы социальной защиты Российской Федерации Движение по маршрутам Дорожной карты необходимо осуществлять исключительно на межсекторальной основе, ведущим драйвером которой могло бы выступить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. 8
Стратегия движения по маршрутам Дорожной карты, реализуемая Министерством труда и социальной защиты РФ и его подведомственными структурами предполагает: 1. Внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; 2. Обеспечение практической реализации новой Государственной программы «Социальная поддержка граждан» в рамках подпрограмм «Модернизация и развитие социального обслуживания» и «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»; 3. Подготовку и принятие Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, реализация Государственной программы «Доступная среда», комплексных программных мероприятий по совершенствованию лекарственного обеспечения пожилых людей; 9
Стратегия движения по маршрутам Дорожной карты (продолжение) 4. Разработку рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию региональных программ на период годов, направленных на повышение качества жизни пожилых людей; 5. Разработку комплекса мер по законодательному, организационному, экономическому и ресурсному обеспечению федеральных и региональных социальных программ, направленных на развитие активного долголетия, и формирования здорового образа жизни у лиц пожилого и старческого возраста; 10
Стратегия движения по маршрутам Дорожной карты (продолжение) 6. Разработку и практическую реализацию: комплекса законодательных и организационных мер по развитию системы социального предпринимательства; программ, направленных на эффективное использование труда лиц пожилого возраста; модели профессиональной переподготовки для пожилых граждан, нуждающихся в смене профессии по состоянию здоровья; механизмов по замене натуральных форм предоставления социальных услуг пожилым гражданам сертификатами на право получения социальных услуг; 11
Стратегия движения по маршрутам Дорожной карты (продолжение) 7. Создание условий, стимулирующих развитие сегмента негосударственных социальных услуг, ориентированных пожилых людей, с целью расширения видов и объемом, а также повышения доступности, безопасности и качества социальных услуг (в том числе услуги «санаторий на дому», «хоспис на дому», отделений сестринского ухода, патронажного отделения, службы социальных помощников и социального сопровождения и др.); 12
Стратегия движения по маршрутам Дорожной карты (продолжение) 8. Внедрение инновационных моделей надомного обслуживания пожилых граждан на основе их медико- социальной паспортизации в целях обеспечения непрерывного и оперативного предоставления социальных услуг; 9. Разработку комплекса нормативных и правовых мер для стимулирования привлечения родственников к надомному обслуживанию пожилых граждан и включению периода ухода за ними в трудовой и пенсионный стаж; 13
Задачи, стоящие перед ФГБУ «Всероссийский научно- методический геронтологический центр»: осуществление деятельности по научному и организационно-методическому руководству территориальными структурами геронтологического профиля; организация и проведение комплексных социально- гигиенических исследований образа жизни, состояния здоровья, социального, медико-профилактического и реабилитационного обслуживания лиц пожилого и старческого возраста; 14
Задачи, стоящие перед ФГБУ «Всероссийский научно- методический геронтологический центр» (продолжение) разработка программ профессионального роста и развития геронтологических и гериатрических кадров, организация мероприятий по их тематическому усовершенствованию, повышению квалификации и профессиональной переподготовке; разработка и реализация модели государственно- частного партнерства на принципах социального предпринимательства по вопросам социального и медико- профилактического обслуживания гражданам пожилого возраста; развитие международного сотрудничества по вопросам организации социального и медико-реабилитационного обслуживания граждан пожилого возраста. 15
Особого внимания требует вопрос взаимодействия учреждений здравоохранения и социальной геронтологии Сложившаяся в последние годы практика: «Наши пожилые пациенты нигде не нужны» должна изжить себя. Формирование четких механизмов взаимодействия структур системы здравоохранения с субъектами геронтологической службы страны окажет позитивное влияние на состояние здоровья лиц пожилого и старческого возраста, позволит своевременно и полноценно обеспечить организацию их лечебно- профилактическим и реабилитационным обслуживанием. 16
Учитывая, что лица пожилого и старческого возраста достаточно весомо фигурируют в структуре населения (12,7%), состояние их здоровья оказывает существенное влияние на формирование показателей здоровья всей популяции страны. Невозможно обеспечить формирование эффективных показателей общественного здоровья нации, если здоровье пожилых членов нашего общества оставляет желать лучшего. Пожилой, а уж тем более престарелый человек - это особый человек, особый пациент. Для таких пациентов характерным является наличие не одного, сразу нескольких хронических заболеваний (от 11 до 16 заболеваний). 17
Наличие такой полиморбидности обязывает и медицинские и геронтологические службы прилагать все усилия для сохранения (достижения) устойчивой ремиссии в состоянии здоровья данного контингента. А это значит, что лицам пожилого и старческого возраста необходимо гарантировать: раннее выявление и предупреждение заболеваний, организацию систематического диспансерного наблюдения, обеспечение комплексных реабилитационно- профилактических мероприятий. 18
На повестке дня остро стоит вопрос об организации как амбулаторного (включая стационар замещающие технологии), так стационарного лечения геронтологических пациентов. В каждом субъекте РФ данный вопрос решается по своему усмотрению, согласно имеющимся возможностям. Научно-методическое руководство в этом вопросе можно было бы возложить на Всероссийский научно-методический геронтологический центр, что полностью корреспондируется с поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010г. Пр-3464ГС. 19
Назрел вопрос о создании НИИ геронтологии на базе ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» Сложившаяся ситуация диктует необходимость введения внештатных должностей: - главного гериатра Минздрава РФ - главного геронтолога Минтруда РФ. 20
Все выше перечисленные шаги, составляющие основу Дорожной карты модернизации, позволят создать всероссийскую геронтологическую службу, стоящую на страже здоровья пожилых и престарелых граждан Российской Федерации. 21
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!