Роль семьи в формировании личности Авторы: Иванова Е.В. Скворцова В.В. МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Цель: Изучить влияния семьи – основной ячейки общества - на становление личности (на примере семьи Агаковых) Задачи: - содействовать формированию семейных ценностей и повышению престижа семьи; - способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма; - привлечь внимание представителей общественности к вопросам семейного воспитания.
Методы и материалы: - изучить литературу по данному вопросу - беседа с членами семьи Агаковых; - изучение архива семьи Агаковых. - анкетирование среди учащихся о роли семьи в жизни человека Научная ценность:
Кого называют личностью? Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. 4 тактики воспитания в семье ДиктатНевмешательствоГиперопекаГипоопекаСотрудничество
Одним из важнейших факторов влияющих на становление личности является семья В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
Нам интересно было узнать, в какой семье вырастают успешные люди. С этой целью мы обратились к истории семьи Агаковых из деревни Сеткасы Ядринского района. Глава семьи – Агакова Мария Васильевна, 40 лет проработала в школе учителем. Но главная её заслуга – это воспитание 3 детей. Нелегко было ей вывести своих детей в люди: рано умер муж, и вся забота о детях легла на её плечи. Всем детям удалось получить высшее образование, трудоустроиться и определиться в жизни.
Младший сын Марии Васильевны – Всеволод Георгиевич - окончил в 1973г. МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Астрономия», здесь же обучался в аспирантуре. В 1980 году защитил диссертацию и стал кандидатом физико- математических наук. С 1975 года трудится в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова (доцент, профессор математики, проректор по международным связям). В 2009 году назначен ректором ЧГУ им. И.Н. Ульянова.
Из беседы с детьми Марии Васильевны мы узнали, как с раннего возраста они учились на примере матери. « Мама для нас была примером для подражания. Мы видели её не только за работой по хозяйству, но и с книгой в руках. Привычку учиться всю жизнь я перенял у матери », - вспоминает Всеволод Георгиевич.
Всеволод Георгиевич, живя и работая в городе, не забывает о родной деревне. Год назад задумал он облагородить родник вблизи деревни, поделился с задумкой с сельчанами. Никто не остался равнодушным, каждый по мере возможности вкладывал в эту работу частичку своего труда: деревенские мастера поставили сруб у родника, кто-то проложил дорожку из камня, а кто-то посадил цветы.
Личность только тогда остаётся личностью, когда живёт не только эгоистическими интересами, но и делает много для общества. Дети и внуки Марии Васильевны Агаковой воспитаны строго выполнять наказ матери оставить добрый след после себя. Отсюда можно сделать вывод, что формирование личности зависит от воспитания в семье, от личного примера родителей, у которых слова не расходятся с делом.
Выводы: В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности на примере семьи Агаковых и различные влияния семьи на этот процесс. Мы пришли к выводу, что дети воспитываются на примере родителей. Положительный пример родителей влияет на становление личности. А личность – это часть нашего общества. Успешная личность приносит большую пользу государству.