МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района» О проблемном подходе к использованию тестовых заданий на уроках профессионального обучения по курсу «Трактор» категории «С" Учитель профессионального обучения: Маликов Михаил Николаевич
Сущность проблемного обучения: целенаправленно и систематически вовлекать учащихся в процесс постановки и решения на уроке различных типов учебных проблем, выстроенных, как правило, в определенную логическую систему Результат решения проблемы: приобретение школьниками новых знаний и способов умственной деятельности
Цель проблемного обучения: усвоение учащимися методологии познания как основы для их дальнейшего развития, самообразования и личностной самореализации. Ведущая функция тестовых заданий в проблемном обучении: управление процессом ученического познания, непосредственно связанного с постановкой и решением на уроке учебных проблем.
Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся с помощью тестовых заданий. Подготовка учащихся к определению исходного минимума знаний и способов действий, который необходим им для познания нового Согласно исследованиям психологов, процесс мышления не возникает, если у ученика отсутствует подобная содержательно-процессуальная основа.
Создание проблемной ситуации Учитель вовлекает учащихся в такую учебную ситуацию, при которой они осознают 'недостаточность имеющихся у них знаний и умений (актуализированных на предыдущем этапе) для достижения поставленной ими цели (например, для ответа на поставленный ими вопрос, объяснения сущности механизма и т. д.). Создание проблемной ситуации Учитель вовлекает учащихся в такую учебную ситуацию, при которой они осознают 'недостаточность имеющихся у них знаний и умений (актуализированных на предыдущем этапе) для достижения поставленной ими цели (например, для ответа на поставленный ими вопрос, объяснения сущности механизма и т. д.).
Типичные ситуации на уроке: Типичные ситуации на уроке: -учащиеся высказывают несколько точек зрения (две и более), и необходимо выяснить, чей ответ является истинным; -учащиеся приходят к какой-либо одной точке зрения, и возникает необходимость доказательства ее справедливости; -у учащихся отсутствует свой вариант ответа, и необходимо его установить.
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы Данный этап логическое завершение, Данный этап логическое завершение, итог созданной на уроке проблемной ситуации. Ставится конкретная учебная проблема (например, в виде вопроса), которая и определяет направление дальнейшего поиска учащихся. Ставится конкретная учебная проблема (например, в виде вопроса), которая и определяет направление дальнейшего поиска учащихся.
Решение учебной проблемы Решение учебной проблемы выдвижение гипотезы, т. е, обоснованного предположения; построение плана и собственно проверка гипотезы; формулировка окончательного решения проблемы.
Преимущества тестовых заданий по выдвижению гипотез: значительно упрощают процесс выдвижения гипотезы для учащихся, у которых отсутствую навыки и опыт проблемно-поисковой деятельности, а также для тех, у кого их уровень достаточно низок; позволяют избежать многочисленных вариантов гипотез, в том числе несущественных и даже абсурдных, максимально сужают поле поиска, экономя тем самым учебное время;
снижают вероятность угадывания, приучая школьников к анализу каждого предположения на основе переноса, синтеза и применения имеющихся у них знаний и способов действий, а следовательно, формируют умения и опыт проблемно-поисковой деятельности в целом; способствуют четкой организации учебно- воспитательного процесса и эффективному управлению им, не ограничивая при этом возможность использования различных форм, методов и средств обучения в их целесообразном и рациональном сочетании.
Доказательство и применение найденного решения Предлагается школьникам какое-либо задание (желательно практического характера), выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действий, а также применить их на практике для решения конкретных познавательных задач (аналогичных решенной или новых, нестандартных).
Вывод: Вывод: Реализация тестовых заданий Реализация тестовых заданий в комплекте с проблемным подходом позволяет в целом повысить эффективность обучения технологии, его воспитывающее и развивающее воздействие на личность каждого ученика.
Спасибо за внимание!