Результаты и перспективы внедрения Системы автоматической идентификации железнодорожного подвижного состава на колее 1520 мм Александр Тимченко, ЗАО «ОЦВ» Москва, «ИКТ на транспорте»
Мировой опыт применения САИ ПС Система САИ ПС основана на международном стандарте идентификации AAR-918 (ISO 10374), применяемом на инфраструктуре 43 железнодорожных компаний в 17 странах мира ( технология RFID). Системой оборудовано около 7,5 млн. вагонов и контейнеров, установлено около пунктов считывания ( Данные по эффектам из открытых источников : - Железные дороги Китая : оборудовано км, эффект - 40 млн. долларов США в год, на 30% снижение простоев подвижного состава ( - Железные дороги США и Канады : оборудовано 3,2 млн. вагонов, установлено считывателей, создана система управления Intellitrans. Эффект – от 3 до 10% экономии подвижного состава. (
Архитектура системы Кодовый бортовой датчик (КБД) Пункт считывания (ПСЧ) на инфраструктуре Концентратор информации (КИ) (обслуживает до 8 ПСЧ) Датчики прохода колеса (ДПК) ГВЦ КБД содержит уникальный номер вагона и пользовательские данные (опционально) ДПК определяют направление движение поезда и включают СВЧ-оборудование ПСЧ читает данные из КБД и передает информацию на КИ КИ агрегирует данные с нескольких ПСЧ и по СПД шлёт на ГВЦ
Основываясь на этих сообщениях, мы имеет информацию о заходе/выходе локомотивного депо, прибытие/отправление со станции, пересечение границы и т.д. – в зависимости от мест установки ПСЧ (контрольных точек)… ПСЧ читает КБД, формирует сообщение в специальном формате и посылает его через КИ на верхний уровень системы для обработки на ГВЦ. С небольшой задержкой возможно узнать все детали конкретного поезда – скорость, направление движения, тип вагонов и локомотивов, их количество и последовательность в составе. Как это работает
Типовое размещение ПСЧ Подача-уборка вагонов Прибытие, проследование, отправление, график, передача поездов Заход-выход ТПС на канаву Заход-выход ТПС из депо Передача-возврат вагонов из ДР Межпарковые перемещения маневровых ТПС и вагонов Поступление- возврат из заводского ремонта ПСЧ в конкретных местах техпроцесса Размещая ПСЧ в различных точках технологического процесса, можно достигнуть нужной степени контроля и автоматизации.
1.На инфраструктуре РЖД установлено свыше 2500 ПСЧ: в локомотивных депо, основных станциях, на государственных границах и междорожных стыках. 2.99% локомотивов и 15% грузовых вагонов экипированы КБД. 3.САИ ПС находится в коммерческой эксплуатации, данные системы используются для автоматической фиксации операций с поездами, контроль исполнения расписания движения пассажирских поездов, операции с локомотивами. 4.Ключевые точки полигона Белорусской ж.д. оснащены ПСЧ, произведено полное оснащение парка подвижного состава КБД, в Казахстане и Украине реализованы опытные полигоны. 5.Считывающее и обрабатывающее оборудование, кодовые бортовые датчики производятся в России. Мы движемся навстречу нашим европейским коллегам, делая систему совместимой со стандартом ISO C (Gen2), разрабатывая 2-х стандартный КБД и считыватель. Текущий статус САИ ПС
Продуктовая линейка САИ ПС КБД Различные ПСЧ в зависимости от места установки на инфраструктуре: ПСЧ с удаленной антенной ПСЧ для двухпутного участка (1 ПСЧ на 2 пути) ПСЧ с 2 антеннами на 1 путь (читает КБД с обоих сторон подвижной единицы) ПСЧ для установки в междупутье 2-х стандартный ПСЧ ( ) 2-х стандартный КБД ( ) КБД ISO10374 с пользовательской памятью
Методика оценки экономического эффекта САИ ПС Экспертная оценка экспертов Департаментов, железных дорог и отраслевых организаций Бэнчмаркинг по данным открытых источников Технико - экономические расчеты Сокращение необходимых ресурсов для перевозки : - локомотивов ; - локомотивных бригад ; - грузовых вагонов ; - инфраструктуры ; - персонала ; Исключение субъективного фактора при сборах и штрафах Исключение субъективного фактора в обеспечении безопасности движения Контрольные и учетные функции, обеспечение технологической дисциплины Потребность % Сборы +5% Эффект для грузовладельцев, операторов и собственников Эффект для ОАО « РЖД » Общегосударственный эффект ( интересы регулятора ) ТЕХНОЛОГИИ И ОБЪЕКТЫ ЭФФЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛИ Локомотивные депо Сортировочные станции Локомотиворемонтные цеха Грузовые станции Подъездные пути Пути вагоноремонтных депо ПОВ, ППС, ППВ Стыковые станции Вокзалы Пассажирские станции Пассажирские депо
1.Решения Совета железнодорожных администраций стран-участниц СНГ и Балтии (межгосударственный статус). 2.Приказ Минтранса России 195 и Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации* (национальный статус). 3.Нормативные документы МПС России и ОАО «РЖД» (требования владельца инфраструктуры общего пользования) 4.САИ ПС – единственная RFID-система диапазона МГц, имеющая постоянное разрешение на использование Государственных комиссий по радиочастотам России, Белоруссии, Казахстане и Украине (национальный статус). * - с 01 сентября 2011 г. вступают в силу новые ПТЭ, регламентирующие обязательное требование к наличию датчика САИ ПС на железнодорожном подвижном составе всех форм собственности. Нормативная база
Взаимодействие САИ ПС, ГЛОНАСС и систем мониторинга и диспетчерского управления на железнодорожном транспорте 10 Единая корпоративная система мониторинга и контроля местоположения ( ЕК АИС МПС ) Пункты считывания САИ ПС Кодовый RFID- датчик на подвижном составе Устройства рельсовых цепей, сигнализации, централизации и блокировки ( СЦБ ) Ведомственная сеть передачи данных ОАО « РЖД » Концентраторы и шлюзовые устройства Автоматизированные системы мониторинга и диспетчерского управления ( АСОУП -2, АСУТ, ГИД - Урал, СИГНАЛ и др.) Бортовые устройства ГЛОНАСС /GPS Аппаратура передачи данных по радиоканалу (GSM, GSM-R, спутниковая радиосвязь и др.)