Общая характеристика учебного курса.
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. ( Пр ВП - П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. ( ВП - П ).
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
1. Основы православной культуры ; 2. Основы исламской культуры ; 3. Основы буддийской культуры ; 4. Основы иудейской культуры ; 5. Основы мировых религиозных культур ; 6. Основы светской этики.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны он дополняет обществоведческие аспекты предмета « Окружающий мир », с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета « История ».
4 класс, четвертая четверть (17 часов ) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час ) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов ) 5 класс, первая четверть (17 часов ) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов ) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов )
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Учебные пособия « Основы православной культуры », « Основы исламской культуры », « Основы буддийской культуры », « Основы иудейской культуры », « Основы мировых религиозных культур » и « Основы светской этики » подготовлены для экспериментального курса « Основы религиозной культуры и светской этики » для 4-5 классов основной школы.
Каждый ученик получает одно из шести Учебные пособия для комплексного предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.