Рекомендации (шпаргалки) для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе
Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Т ЕОРИЯ
Аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сарказм, синекдоха, сравнение, перифраз, эпитет. Анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, риторическое обращение, умолчание, эллипсис. Благозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись. Синтаксич. параллелизм, риторич. вопрос, восклицание, обращение, многосоюзие. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.(представители, отлич. черты, лит. формы.) Ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, эпиграмма, рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман- эпопея, трагедия, драма, комедия, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия. Эпос, лирика, драма. Композиция, конфликт, сюжет, фабула. Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Вводные эпизоды, лирические отступления, художественное обрамление. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, смежная(парная), тройная, перекрестная, опоясная(кольцевая), тернарная, точная, ассонанс.
И СТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с конкретным произведением; Влияние общественной жизни на замысел произведения; Отражение времени; Подражание историческим лицам.
П РОИЗВЕДЕНИЯ
П ОДГОТОВКА К ЕГЭ
Ч АСТЬ 1: Р АБОТА С ТЕКСТОМ. А НАЛИЗ ЭПИЗОДА. 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые). 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название. 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде. 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков. 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.). 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода. 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода. 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
П РИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения; Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений); Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются; Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности; Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью; Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается; Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Ч АСТЬ 2: А НАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ. Автор, заглавие; Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо); Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия); Сюжет, композиция, проблема; Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения; Лирический герой; Место автора в произведении; Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения; Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи); Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); Ваше мнение.
Ч АСТЬ 3: Н АПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ. Как писать сочинение? Композиция сочинения: Вступление Основная часть Заключение
В СТУПЛЕНИЕ Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
О СНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
З АКЛЮЧЕНИЕ Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой, но емкой; Органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Т РУДНОСТИ Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п.; Недостаток информационной базы; Большой объем материала; Отсутствие необходимой практики в написании сочинения на уроках литературы; Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ.
О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 1.Чтение текстов произведений
Ч ИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Имя писателя Название произведе ния Имена и главные герои Темы, идеи, проблемы Иван Алексеевич Бунин « Деревня »Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска; Серый Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью.
2.П ОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
3.Т РЕНИРОВКА В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ (С1-С4, С5)